colontitle

«Старые дома» в «Региональном курьере»

Олег Губарь

Олег Губарь. Старые дома и другие памятные места Одессы, Изд-во "Печатный дом", Одесса, 2006Олег Губарь. Старые дома и другие памятные места Одессы, Изд-во "Печатный дом", Одесса, 2006Олег ГубарьОлег ГубарьВ мае 2006 года вышла из печати новая книга почетного члена Всемирного клуба одесситов Олега Губаря «Старые дома и другие памятные места Одессы». Сразу же после выхода в свет, а книга издана Всемирным клубом одесситов, её высоко оценили краеведы и историки не только Одессы, но и зарубежных стран.

И вот новая газета, начавшая выходить с июня 2006 года, с третьего номера начала публикацию материалов из книги Олега Губаря о старых домах, доживших до наших дней. Газета эта – «Региональный курьер» (привыкайте к новому названию!) и учредил её также член Всемирного клуба одесситов Г. С. Чабанов. Поздравляем его с таким серьёзным выбором. Молодая газета открыла рубрику «история» и выбрала для этой рубрики не только достойный, но и исследовательский материал, который мог бы принести честь любому изданию.

На сайте Всемирного клуба одесситов мы будем перепечатывать с разрешения автора и издателя главы, посвящённые сохранившимся старым домам, тем самым совершим своеобразное путешествие по нашему городу. Евгений Голубовский

Новая книга известного одесского историка, журналиста, писателя Олега Губаря, иллюстрированная редкими графическими и фотоматериалами, занимательно и достоверно повествует о минувших эпохах градостроительства и быта Одессы. «Старые дома» воссоздают живое обличье города баснословных времен Ришелье и Кобле, Ланжерона и Воронцова. То была совершенно иная Одесса — типичный левантийский порт с его атрибутами: заполненной вымпелами всего Средиземноморья гаванью, по-восточному пряными базарами, имитирующими античную агору рыночными площадями, этнически пестрым людом, итальянской оперой и казино, турецкими кофейнями, греческими харчевнями, немецкими и французскими кондитерскими, российскими казармами и гауптвахтой...

«Я не намерен развенчивать одесский миф, в поддержании которого и сам принимаю посильное участие, — заявляет автор. — Ибо это, вероятно, единственный тонизирующий нематериальный препарат, который поддерживает одесситов во времена бурливой провинциализации и запустения их вовсе не малой родины».


ДОМ ДЕРИБАСА

Дерибасовская, 24

 Дерибасовская, 24, 1829 г. (Фото из архива)Дерибасовская, 24, 1829 г. (Фото из архива) Дерибасовская, 24, 2007 г. (Фото Е. Кучурки)Дерибасовская, 24, 2007 г. (Фото Е. Кучурки)

История этого дома по-своему неповторима, его стены видели интереснейших людей своего времени. Так, в нем жил первое время по приезде в Одессу сам герцог де Ришелье, перебравшийся затем в небольшой домик на Театральной площади, в самом начале улицы, впоследствии получившей имя Ришельевской. Занявшись подрядами по поставке строительного камня городскому управлению, Феликс Дерибас потерпел фиаско, сильно ухудшил свое материальное положение, продал этот свой дом (фактически тут было два дома) «в казну» и временно перебрался в принадлежавшее ему имение Тузлы. С 1806 года здесь обосновалась контора государственного коммерческого банка, а после ее упразднения дом был занят Одесским строительным комитетом и первой городской типографией.

С 1820 по 1822 годы в бывшем доме Дерибаса обитал одесский градоначальник – действительный статский советник Н. Я. Трегубов, для которого младший брат Ф. Фраполли, Джованни, специально расписал комнаты верхнего этажа «живописью». А далее здание было зарезервировано и переоборудовано «для приезду генералитетов» (нечто вроде временной государственной квартиры высших чиновников). И первым, кто тут поселился из «генералитета», был генерал-губернатор Новороссийского края и полномочный наместник Бессарабской области граф М. С. Воронцов. В этом самом доме, между прочим, и Пушкин впервые представлялся своему новому начальнику.

Вскоре для Воронцова был нанят обширный двухэтажный особняк коммерции советника Фундуклея на углу Херсонской площади и одноименной улицы. В бывшем доме Дерибаса временно разместилась канцелярия генерал-губернатора, а в службах при этом строении, со стороны Преображенской улицы – дипломатическая канцелярия, в которой числился Пушкин. Верхний этаж здания занял начальник общей канцелярии Воронцова – А. И. Казначеев, впоследствии одесский градоначальник. Но после того как все насельники и учреждения из этого дома рассосались, он некоторое время пустовал.

Воронцов и предложил городу передать этот «пустой и не приносящий никакой пользы дом» в безвозмездное пользование акционерному обществу искусственных минеральных вод.

* * *

Акционеры расширили химическую лабораторию, выстроили просторный курзал, стена к стене примыкающий к бывшему дому Дерибаса со стороны Городского сада, и он вступил в строй летом 1836 года. В самом саду был обустроен красивый павильон для торговли, главным образом, прохладительными напитками.

При обустройстве курзала, павильона и лаборатории акционеры не преминули воспользоваться богатым опытом замечательного пионера изготовления искусственных минеральных вод Фридриха Адольфа Струве.

В первой половине 1850-х дела общества уже явно шли на лад. Совершенно очевидно, что минеральные воды тогда уже прочно вошли в обиход горожан и приезжих. Во второй половине 1860-х общество приобрело комплекс строений в Малом переулке, № 5 и при нем 615 квадратных сажен земли. Комплекс представлял собой двухэтажный дом с восемью окнами по фасаду и отделенный от него подъездом одноэтажный дом, который двадцать лет спустя был уничтожен пожаром (на его месте общество выстроило двухэтажное кирпичное здание). Тыльная сторона этого земельного участка граничила с Городским садом. Акционеры выстроили здесь новую фабрику, ледник и небольшую конюшню.

После сооружения фабрики на собственном участке в бывшем доме Дерибаса с семью окнами по фасаду произошли следующие пертурбации. В нижнем этаже был устроен просторный буфет (одна дверь и два окна), а по обе стороны от него — по магазину (одна дверь и одно окно в каждом). В верхнем этаже временно оставались квартиры заведующего хозяйством» (эконома заведения) и главного механика. Здесь же большое помещение с тремя окнами на Дерибасовскую служило офисом конторы акционерного общества, залом заседаний правления и общих собраний. В тылу этого здания общество построило дворницкую, каретный сарайчик, конюшню на шесть лошадей и небольшой ледник. К главному корпусу был пристроен небольшой домик со стороны Преображенской, где прежде помещался перешедший в главное здание буфет.

* * *

31 октября 1892 года заведение покинуло старый дом Дерибаса. На рубеже веков в курзале помещался частный ресторан, а в доме – разные магазины. Забегая вперед, остается добавить, что впоследствии (и до сих пор) в здании бывшего курзала помещается общественный туалет...

В Малом переулке вместо сгоревшего одноэтажного корпуса было построено строгое двухэтажное здание с восемью окнами по фасаду, в котором вполне просторно разместились химическая лаборатория, контора и буфет. В верхнем этаже устроили квартиру заведующего из шести комнат, а потому полностью освободилось и старое двухэтажное здание, которое отныне можно было сдавать внаем, получая дивиденды.

Здесь же была выстроена и новая фабрика, которая, однако, очень скоро также перестала удовлетворять запросы времени.

ОЛЕГ ГУБАРЬ, историк, краевед

Фото Е.Кучурки
“Региональный курьер” № 4(19), январь 2007, стр. 14


ПАССАЖ / Дерибасовская — угол Преображенской

ДОМ ФРАПОЛЛИ / Дерибасовская, № 13

ГОСТИНИЦА «ЛОНДОНСКАЯ» / Приморский бульвар, № 11

САБАНЕЕВ МОСТ / улица Менделеева

ДОМ НИКИФОРОВА / Успенская, 21 — угол Маразлиевской, 1

ВОЕННЫЙ СПУСК — ВАЖНЕЙШАЯ ТРАНСПОРТНАЯ МАГИСТРАЛЬ ОДЕССЫ