colontitle

«Старые дома» в «Региональном курьере»

Олег Губарь

Олег Губарь. Старые дома и другие памятные места Одессы, Изд-во "Печатный дом", Одесса, 2006Олег Губарь. Старые дома и другие памятные места Одессы, Изд-во "Печатный дом", Одесса, 2006Олег ГубарьОлег ГубарьВ мае 2006 года вышла из печати новая книга почетного члена Всемирного клуба одесситов Олега Губаря «Старые дома и другие памятные места Одессы». Сразу же после выхода в свет, а книга издана Всемирным клубом одесситов, её высоко оценили краеведы и историки не только Одессы, но и зарубежных стран.

И вот новая газета, начавшая выходить с июня 2006 года, с третьего номера начала публикацию материалов из книги Олега Губаря о старых домах, доживших до наших дней. Газета эта – «Региональный курьер» (привыкайте к новому названию!) и учредил её также член Всемирного клуба одесситов Г. С. Чабанов. Поздравляем его с таким серьёзным выбором. Молодая газета открыла рубрику «история» и выбрала для этой рубрики не только достойный, но и исследовательский материал, который мог бы принести честь любому изданию.

На сайте Всемирного клуба одесситов мы будем перепечатывать с разрешения автора и издателя главы, посвящённые сохранившимся старым домам, тем самым совершим своеобразное путешествие по нашему городу. Евгений Голубовский

Новая книга известного одесского историка, журналиста, писателя Олега Губаря, иллюстрированная редкими графическими и фотоматериалами, занимательно и достоверно повествует о минувших эпохах градостроительства и быта Одессы. «Старые дома» воссоздают живое обличье города баснословных времен Ришелье и Кобле, Ланжерона и Воронцова. То была совершенно иная Одесса — типичный левантийский порт с его атрибутами: заполненной вымпелами всего Средиземноморья гаванью, по-восточному пряными базарами, имитирующими античную агору рыночными площадями, этнически пестрым людом, итальянской оперой и казино, турецкими кофейнями, греческими харчевнями, немецкими и французскими кондитерскими, российскими казармами и гауптвахтой...

«Я не намерен развенчивать одесский миф, в поддержании которого и сам принимаю посильное участие, — заявляет автор. — Ибо это, вероятно, единственный тонизирующий нематериальный препарат, который поддерживает одесситов во времена бурливой провинциализации и запустения их вовсе не малой родины».


ПАССАЖ

Дерибасовская — угол Преображенской

"Пассаж" в начале XX века."Пассаж" в начале XX века. "Пассаж" сегодня"Пассаж" сегодня

Разные зозяева

Известнейший историко-архитектурный комплекс, нынешний Пассаж, пережил в своей эволюции, по сути, две основные стадии. В Государственном архиве Одесской области хранится дело, из которого следует, что в 1822 году первичные строения, принадлежавшие двум российским офицерам, получившим этот участок под застройку еще в конце XVIII столетия, перешли в руки нового домовладельца – М.А. Крамарева.

Жилье здесь стало чрезвычайно престижным. В доме Крамарева квартировал «брат милый», Лёвушка Пушкин, служивший чиновником в одесской портовой таможне. В свою очередь, в гости к нему приходили представители интеллектуальной элиты города, именитые приезжие. Как свидетельствуют мемуаристы, Николай Васильевич Гоголь не раз приходил к Льву Сергеевичу в «дом Крамаревой» на Дерибасовской.

Долгое время дом принадлежал «коллежской асессорше Анне Синициной, которую впоследствии именуют уже генеральшей».

В 1898 году дом Синициной приобрел солидный одесский предприниматель Моисей Яковлевич Менделевич. Он был главой крупной торгово-промышленной фирмы «М.Я. Менделевич» – экспортной компании, занимавшейся хлебной торговлей и базировавшейся на Еврейской улице, в доме Ксиды. Ему принадлежали и другие значимые домостроения в историческом центре Одессы – на Пушкинской и Маразлиевской, на Екатерининской угол Греческой и другие, но этот поистине обессмертил его имя, ибо возведенный по заказу владельца торговый комплекс стали называть не иначе как «Пассажем Менделевича».

Пассаж, который замечательный писатель-одессит Лев Славин когда-то остроумно сравнил с «огромным пирожным с кремом», строился всего два года — 1898 - 1899, во что сегодня даже трудно поверить. Главным создателем этого, без всякого сомнения, выдающегося историко-архитектурного ансамбля следует считать блестящего зодчего — Льва Львовича (Леона Леоновича) Влодека.

Новый тип торгового центра

Пассаж представлял собой новый тип торгового центра. Ушли в прошлое времена, когда братья Фраполли, Георгий Торичелли и Иван Козлов строили и перестраивали протяженные патриархальные торговые ряды в один или два этажа, окаймляющие городские рынки и представляющие собой лавки с галереями. Торговые операции перемещаются внутрь сооружений — в торговые комплексы, крытые рынки, пассажи. «Внутри здания (Пассажа. — О. Г.), — пишет известный историк градостроительства Одессы В. И. Тимофеенко, — устроен перекрытый световым фонарем Т-образный в плане зал, по сторонам которого располагались торговые помещения. Интерьеры и экстерьеры пассажа пышно декорированы скульптурой и насыщены барочными лепными украшениями, которые выполнили скульпторы Т. Л. Фишель и С. И. Мильман».

Как справедливо замечает искусствовед А. Е. Голубовская, в облике Пассажа уже явно проявляется крутой поворот от рокайльной эклектики к модерну.

Торжественное освящение Пассажа состоялось 23 января 1900 года, а все его подробности сообщают газеты «Одесские новости» и «Южное обозрение». Торговые места, более или менее престижные, были тотчас разобраны многочисленными желающими, поскольку торговля-то была, простите за тавтологию, на бойком месте. Никто и вообразить себе не мог, что уже в следующем, 1901 году Пассаж постигнет настоящее стихийное бедствие — катастрофический пожар. 31 октября «жемчужина Одессы» полыхала средь бела дня и при большом стечении народа: огромные толпы окружали торговый комплекс со всех сторон. К чести одесской пожарной команды, она самоотверженно спасала постояльцев гостиницы и великолепно справилась с тушением: Пассаж почти не пострадал, начисто сгорела лишь башенка, возвышавшаяся над главным входом, на углу Преображенской и Дерибасовской. К ремонтно-восстановительным работам приступили, что называется, по горячим следам, и вскоре все выглядело так, будто никакого пожара не было вовсе.

Самая комфортабельная гостиница

Трудно даже перечислить все торгово-промышленные и художественные заведения, предприятия и учреждения, что «квартировали» в Пассаже 1900—1910-х годов. И тем не менее многие стоят упоминания. Начнем непосредственно с одноименной гостиницы и приведем следующее оригинальное объявление тех лет: «Едущим в Одессу рекомендуется самая большая и комфортабельная на Юге России гостиница «Пассаж», Дерибасовская угол Преображенской, в пассаже, против Собора.

162 роскошно обставленных номера, от 1 рубля, с электрическим освещением. Ресторан, читальня, парикмахерская, ванны и души, центральное отопление. Собственная электрическая станция. Подъемная машина. Отделение почты.

Из крупных предпринимателей, сохранивших место со времен «дома Синицыной», назовем прежде всего мануфактурную фирму «Наследники В. Т. Пташникова», предлагавшую «в большом выборе всевозможные сезонные товары».

В начале XX века

В начале 1900-х в Пассаже обосновались гастрономический магазин Густава Беккеля, салон открытых писем (то есть почтовых открыток) Г. Эйшиского (между прочим, только в этом салоне можно было приобрести серию почтовых открыток, запечатлевших обстоятельства упомянутого пожара), посудный магазин знаменитого «Товарищества М. С. Кузнецова», здесь реализовывали чай, кофе и сахар.

Въехал в Пассаж и еще один авторитетный книжный магазин — «Нового времени» А.С. Суворина. В нем не только продавались новые книги по различным отраслям знаний, но и производилась подписка на разнообразные газеты и журналы.

Из других солидных заведений рубежа 1900—1910-х назовем две фирмы, реализовавшие граммофоны и музыкальные инструменты.

Отдельно следует сказать о ювелирной торговле Якова и Софьи Кохрихт, успешно представлявшей свои изделия на одесской торгово-промышленной и художественной выставке 1910—1911 годов. В доме их праправнука, редактора историко-краеведческого и литературно-художественного альманаха «Дерибасовская — Ришельевская» Феликса Давидовича Кохрихта бережно хранятся семейные реликвии: мельхиоровая ложка с клеймом фирмы, упаковочная коробочка с ее атрибутикой, рекламные объявления магазина и т. д. В годы первой мировой войны Кохрихты первыми наладили производство особо прочных, водонепроницаемых часов «для господ офицеров».

В хрестоматийные 1913—1914 годы, помимо перечисленных, в Пассаже обитал кондитерский магазин. Филателистическую лавку, тоже внутри Пассажа, держал одессит с экзотической фамилией Фауст (правда, звали его Шимон).

Пассажем к этому времени давно уже владели многочисленные наследники М. Я. Менделевича. А содержателем гостиницы оставался все тот же Абрам Шмулевич (Самуэлевич) Кулинец, человек довольно состоятельный и уважаемый, домовладелец.

В 1917 году Пассаж по-прежнему вмещал ювелирную торговлю Я. Кохрихта, а также В. Другова, парфюмерную и галантерейную — Аудерского-младшего, магазины белья — В. Кацмана, галантереи — Я. Гальперина, граммофонов и музыкальных инструментов — Л. Иозефер и торгового дома «Полякин и сыновья»…

В годы нэпа, помимо гостиницы, в доме часто размещались различные советские учреждения, в том числе кооперативные, например, Одесское паевое строительное товарищество. В это время гостиница «Пассаж» числится по адресу: улица Троцкого, № 34. В дальнейшем Преображенская стала называться улицей 10-летия Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). А «Пассаж», как и другие дореволюционные отели, несколько уплотнили: из 162 прежних номеров соорудили 181.

В конце 1920-х — начале 1930-х в помещении нынешнего Центрального гастронома, словно бы продолжая традиции дореволюционной книготорговли в Пассаже, обосновалось Государственное книжное издательство Украины. Рядом на Преображенской торговали канцелярскими принадлежностями и настольными играми, вином, дальше — мастерские готового платья и обуви, за ними — вход в гостиницу и галантерейный магазин, а еще ближе к улице Греческой — Торгсин. Позднее в апартаментах издательства поселился Центральный гастроном, который жив и доныне, хотя, понятно, в ином обличье.

Как свидетельствует уникальная фотографическая открытка из коллекции М. Б. Пойзнера, запечатлевшая внутренний вид Пассажа в годы оккупации (1941—1944), функционировал он вполне исправно. Причем названия магазинов на украинском языке сохранились в неприкосновенности с предвоенной поры: «Дитячий універмаг», «Готовий одяг» и т. п.

Хорошо бы все-таки установить на здании Пассажа мемориальные знаки в память пребывания здесь Лёвушки Пушкина (он ведь и похоронен был в Одессе, на варварски разрушенном во второй половине 1930-х годов Старом христианском кладбище!) и Николая Васильевича Гоголя. Они, право, заслужили. А Пассажу это будет только на пользу.

ОЛЕГ ГУБАРЬ, историк, краевед

“Региональный курьер” № 3, 2006, стр. 5


ДОМ ФРАПОЛЛИ / Дерибасовская, № 13

ГОСТИНИЦА «ЛОНДОНСКАЯ» / Приморский бульвар, № 11

САБАНЕЕВ МОСТ / улица Менделеева

ДОМ НИКИФОРОВА / Успенская, 21 — угол Маразлиевской, 1

ВОЕННЫЙ СПУСК — ВАЖНЕЙШАЯ ТРАНСПОРТНАЯ МАГИСТРАЛЬ ОДЕССЫ

ДОМ ДЕРИБАСА / Дерибасовская, 24