colontitle

Журнал "Одесса" 01'96

ул. Бродвейская

Какой я вижу "Одессу"

Аркадия Львова одесситам представлять не нужно. Одессит, писатель, чьи произведения шли в разрез с официальной строгой трактовкой событий. Он долгое время не мог публиковаться, долгое время был "невыездным", был вынужден эмигрировать в Соединенные Штаты и тут же стал "невъездным". К счастью, времена изменились. На родине вышли его лучшие произведения, а самого писателя часто можно встретить в родном городе. В свой последний приезд Аркадий Львов побывал в нашей редакции и поделился своими мыслями о том, к аким он видит журнал с названием "ОДЕССА".

- Прежде всего, журнал должен отвечать своему названию. Одесса - это международный город и соответственно этому должен быть организован журнал. Это означает, что материалы, которые в нем публикуются, должны представлять интерес не только для одесситов, а для всех тех, кто интересуется Одессой в широком историческом смысле этого слова. Журнал должен быть литературным, ведь литературная слава нашего города не оспаривается никем. Здесь в свое время была создана единственная в Советском Союзе литературная школа, литературное направление "Юго-запад", то есть нечто такое, что представляет собой совершенно особый культурный слой, не этнический, а именно социокультурный, географический, геополитический слой, особое видение, то, что я называю средиземноморским видением. Оно связано с глобальным ощущением и своего города, и местности, в которой вы живете, и самого себя как гражданина космополита.

Я знаю, до сих пор некоторые в слове космополит усматривают нечто заслуживающее порицания. Я не согласен. Космополитизм, по моему глубокому убеждению, абсолютно сопряжен с патриотизмом, потому что настоящий патриот должен любить весь мир. А любить весь мир он должен хотя бы потому, что в этом мире находится его город. Когда я рассказываю кому-то об Одессе, я хочу вызвать любовь, а ведь это и есть желание привлечь мир к своему городу. Это значит, что я хочу, чтобы мой город был космополитическим. Я хочу, чтобы это были проспекты, улицы, банки, чтобы это были широкие люди с чувством юмора, то есть люди, которые знают меру себе и цену другим. Люди, которые видят смысл жизни в том, чтобы составлять часть чего-то общего, целого, того, что именуется человечеств ом. Если хотите, я вижу Одессу как глобальный центр и, если вы создадите журнал "Одесса", который будет представлять собой такое типографски овеществленное понятие, типографски осуществленную идею Одессы как глобального центра, я уверен, что вы достигнете успеха.

Теперь конкретнее. Прежде всего я бы хотел четко определить литературно-общественное лицо журнала. Из того, о чем мы только что говорили, в сущности, вытекает общее представление. Журнал международного класса, журнал с мировым дыханием. Он должен базироваться на добротном литературном материале, и здесь нас, конечно, ожидают большие испытания, потому что найти такой материал очень и очень непросто. Это необычайно сложно было всегда, а теперь вдвойне.

Далее - этот журнал не может быть локальным, местным, в собственном смысле этого слова. Ни в коем случае. Это не должна быть "ОДЕССА" со своими местными проблемами, потому что проблемы эти беспрерывно меняются. Конечно, уголок для таких проблем должен быть, но они так или иначе должны освещаться или решаться в мировом плане, а не на уровне войны остроконечников и тупоконечников, которая сейчас происходит в Одессе. Эта рубрика должна быть скорее не политическая, а социополитическая. Она не должна сводиться просто к попытке разобраться и определить, что правильно, что нет с сиюминутной точки зрения. Всякое решение местной проблемы должно быть представлено на геополитическом уровне.

Нужно помнить, что в России были в свое время две главные газеты - в Петербурге - "Петербургские новости", а в Одессе - "Одесские новости". Это была не одесская газета. Если хотите отчасти хотя бы ответить, каким должен быть журнал, обратитесь к газетам тех лет. Я их читал и в студенческие годы и позднее - в 70-е, и читал как самую захватывающую литературу. Там всегда чувствовалось дыхание мира. Я вспоминаю, в частности, о Палестине начала века я больше всего узнал из "Одесских новостей", и писал об этом Лазарь Кармен, отец знаменитого кинооператора. И я помню, когда я прочитал эти очерки, я был просто поражен. Во-первых, я понял, что у нас сейчас очерка нет вообще. Во-вторых, я почувствовал то особое удовлетворение, которое дает настоящая искренность, когда человек пишет без оглядки на тех, кто его окружает, кто сегодня составляет власть.

Далее, надо говорить о нравах в городе и о создании такого типа человека, который бы назывался очень определенно - "средиземноморский". Одесса - вечный город. Конечно, ей всего 200 лет, но мы знаем, что за тем ощущением, которое сложилось у одесситов, стоят века истории. Ведь ни один город в России и сегодня в Украине не дает такого человеческого типа, как Одесса. Когда я встречался с одесским евреем, это был не тот еврей, что, скажем, в Киеве или Москве, когда я встречался с одесским украинцем, это был совсем не тот украинец, что на Буковине или в Виннице. Молдаванин - это не кишиневский молдаванин и так по всем национальностям. Все эти люди-одесситы независимо от национальности были отмечены одной общей печатью, которая определяла их как представителей средиземноморского племени. И в журнале это тоже должно найти отражение.

Теперь история - еще одна обязательная рубрика журнала. История города - подлинная, нерукотворная, искусственно не перерисованная. Я понимаю, что многим может не нравиться Екатерина. Она мне и самому не очень нравится. Я никакой близости к ней не испытываю, но это история города.

Еще одна вещь непременно должна быть в журнале - абсолютная откровенность. Нужно говорить обо всем абсолютно безбоязненно и беспристрастно, даже когда речь идет о себе. Говорить о себе так, как вы говорите обо всех других. Один общий суд для всех. Если речь идет в политическом плане, то для всех партий единый суд. Если речь идет о какой-то частной карьере - тоже. Если речь идет о местных властях - единый суд для всех.

И последнее. Одесса - это полис. Некий международный по своей сути конгломерат. Хотите знать, какой должна быть Одесса, обратитесь к Библии, к Афинам периода расцвета, к Риму периода его блеска. Возьмите литературу - там все изложено. И так это здесь в свое время и создавалось, так надо было понимать Новороссийский край. Сейчас допускают ошибку, начав делить на наших и ваших - на москалей и хохлов. В Одессе этого быть не может - она самобытна. А сохранять самобытность - это забота всякого подлинно свободного государства. Самобытность - это то, что нужно всему человечеству. Одессит должен оставаться самим собой, то есть широким человеком - гражданином мира. Если вы решите создавать редакционный совет журнала "ОДЕССА", то в него должны войти международные имена. В перечне членов редакционного совета журнала должна присутствовать география мира.


 к путеводителю по "Одессе" №1, 1996