colontitle

Кураторская экскурсия члена президентского совета Всемирного клуба одесситов Евгения Деменка «ВТОРАЯ ОДЕССКАЯ ГАСТРОЛЬ ДАВИДА БУРЛЮКА»

18 апреля 2017 года в Музее современного искусства Одессы, который является партнером нашего Клуба, открылась первая персональная выставка работ Давида Давидовича Бурлюка в Одессе. На выставке представлены 55 работ – из частных коллекций Евгения Деменка, Леонида и Аллы Волошун (Ровно), Игоря Воронова (Киев). Выставка приурочена к двум юбилейным датам – 135-летию со дня рождения художника и 50-летию со дня его смерти.

Нет, конечно же, Давид Бурлюк неоднократно представлял свои работы в нашем городе. Но это были не персональные, а групповые выставки.

А сто с небольшим лет назад, в январе 1914-го, он приехал в Одессу с «гастролями» - выступлениями в рамках «турне кубофутуристов».

Имя «Отца русского футуризма», как называл себя Давид Бурлюк, стало к тому времени именем нарицательным, и это неудивительно – выходец из провинции смог не только дать колоссальный толчок развитию нового искусства в тогдашней России, но и объединить вокруг себя самых талантливых представителей русского авангарда, художников и поэтов. С Михаилом Ларионовым он организует первые выставки, Василия Каменского учит живописи, Алексею Кручёных подсказывает идею знаменитого «Дыр был щыл», публикует первые произведения Велимира Хлебникова и даёт решающий толчок Владимиру Маяковскому на пути его становления как поэта.

Именно с Владимиром Владимировичем Маяковским и Василием Васильевичем Каменским приезжает в январе 1914-го в Одессу Давид Давидович Бурлюк.

В декабре 1913 года Давид Бурлюк, Василий Каменский и Владимир Маяковский начинают «гастроли кубофутуристов». После выступлений в Харькове, Симферополе, Севастополе и в Керчи (в Крыму вместе с ними выступали также Игорь Северянин, с которым Маяковский и Бурлюк в итоге рассорились, и Вадим Баян) троица кубофутуристов приезжает в Одессу, где к ним присоединяется критик Пётр Пильский. Благодаря стараниям Василия Каменского вечера футуристов в Одессе рекламировались уже с 11 января 1914 года.

«13 января в Одессе, у подъезда Русского театра был повешен плакат с надписью: „Здесь обилечиваются на футуристов”. Обилечивала кассирша с позолоченным носом», - писала «Южная мысль» 14 января 1914 года. А через день в газете «Одесские новости» появилось сообщение о том, что на лекции футуристов „будет дежурить усиленный наряд полиции”.

15 января в Одессу приехали Каменский, Маяковский и Бурлюк. «Появление их на улицах города вызвало всеобщее отвращение, хотя толпы зевак и ходили за ними по пятам» - писал некто Гр. Ф. в статье «Футуристы в Одессе», опубликованной 16.01.1914г. в газете «Вечерняя южная мысль». Оставим отвращение на совести Гр.Ф., но то, что футуристы вызвали всеобщий интерес, неоспоримо. Известна история о том, что когда наши герои зашли в один из одесских ресторанов, чтобы скрыться от внимания толпы, уже через несколько минут все столики в ресторане были заняты, после чего хозяин отказался брать с футуристов деньги за заказанное ими пиво.

В общем, на первом вечере 16 января 1914 года Русский театр был полон. «Вчера вся Одесса обчаялась, обужиналась, окалошилась, ошубилась, обиноклилась и врусскотеатрилась. Сбор был шаляпинский» - писал Незн. в заметке «На футуристах» (Одесские новости, 17.01.1914г.).

Одесская критика наперебой писала о футуристическом вечере. Особо отметили репортёры выполненный Владимиром Бурлюком кубистический портрет Петра Пильского – как раньше на втором «Салоне» портрет Владимира Издебского. Вот что писал Лери в заметке «Звуки дня. Футуристы» («Одесский листок», 17.01.1914г.):

«Особенный успех сам собою выпал на долю произведения самого лектора (Давида Бурлюка – прим. авт.) и его не менее одарённого брата. Очень понравился портрет г. Пильского кисти Владимира Бурлюка. Писанный по-футуристски. Не кистью, брандспойтом. И изображавший не Пильского, а пирамиды под снегом. Очень удачный портрет».

19 января в Русском театре состоялся второй вечер кубофутуристов. «Каждый из участников произносил стихи на фоне ширмы-панно, разрисованной им самим», - писали «Одесские новости» 19 января 1914 года. Там же можно прочесть заметку от 20 января, где отмечено, что «после выступления в Русском театре Д. Бурлюк “экспромтом” выступил в Литературно-артистическом кружке, где прочёл своё стихотворение «Незаконнорожденные». Построенное на сниженных образах и вульгарной лексике, оно вызвало бурный отклик у аудитории».

Из Одессы тройка футуристов и примкнувший к ним Пётр Пильский уехали выступать в Кишинёв. Это был последний приезд Давида Бурлюка в наш город. И последняя демонстрация его работ – хотя в этот с помощью «волшебного фонаря» были показаны лишь их репродукции. А до этого Бурлюки выставлялись в нашем городе неоднократно. В 1900-1901 годах Давид Бурлюк отучился год в Одесском художественном училище; в 1906 и 1907 годах он экспонировал свои работы на двух выставках ТЮРХ – XVII-й и XVIII-й (вместе с сестрой Людмилой и братом Владимиром).

Осенью 1910 года Давид Бурлюк вновь поступает в Одесское художественное училище – вместе с братом Владимиром. Но до этого они представляют свои работы на первом «Салоне» Издебского, который открылся 4 декабря 1909 года в бывшем помещении Литературно-артистического общества – дворце князя Гагарина и проработал в Одессе до 24 января 1910 года и переехав затем в Киев, Петербург и Ригу. Давид Бурлюк был представлен на первом «Салоне» 8-ю работами, Владимир представил три работы; кроме того, на «Салоне» экспонировались семь работ – в основном этюды, - мамы

многочисленного семейства Бурлюков – Людмилы Иосифовны, которая выставлялась под девичьей фамилией Михневич. Семейные узы были у Бурлюков необычайно крепкими – сыновья старались представить на выставках работы матери при малейшей возможности.

На втором «Салоне», прошедшем в Одессе с 6 февраля по 3 апреля 1911 года по адресу: улица Херсонская, 11, Давид Бурлюк представил уже 26 работ. Семья Бурлюков была представлена на втором «Салоне» практически полностью – из рисующих отсутствовали только работы Людмилы. Владимир Бурлюк представил 12 работ, Людмила Иосифовна представила пять работ; кроме того, в отделе детских рисунков (замечательная инициатива Издебского) среди прочих были представлены работы двенадцатилетней Надежды Бурлюк.

Работы «левых» художников вызвали тогда скандальную реакцию среди публики. Это была уже не просто критика - произведения Гончаровой, Ларионова, Кончаловского, Владимира Бурлюка и Кандинского были попорчены чернильными карандашами. И, тем не менее, Давид Бурлюк был одним из самых «продаваемых» авторов второго «Салона».

После 1911-го оригинальные работы Давида Бурлюка в Одессе не выставлялись, более того, в одесских музеях нет ни одной его работы. В Ильичёвске, в Музее изобразительных искусств имени Александра Белого, хранится отличная работа Давида Бурлюка «Весна. Сирень», датированная 1907 годом. Эта работа находилась ранее в коллекции самого Александра Моисеевича.

Однако же ряд работ украинского «Отца русского футуризма» находится в частных коллекциях как в Украине, так и в Одессе. И, спустя более чем сто лет, группа любителей творчества Давида Бурлюка решила показать одесситам его работы. Автор этой статьи объединил свои усилия с Музеем современного искусства Одессы и галереей «Евро-Арт» из Ровно, в коллекции учредителей которой, Леонида и Аллы Волошун, находится немало работ мастера. Предоставил свои работы для выставки известный киевский коллекционер Игорь Воронов. Раннюю работу Бурлюка обнаружил в коллекции одессита Виталия Лесничего директор МСИО Семён Борисович Кантор. Всего на выставке, которая открылась в МСИО 18 апреля, представлено пятьдесят пять живописных работ Давида Бурлюка, представляющих различные периоды его творчества – от ранних работ российского периода (первое десятилетие прошлого века) до поздних работ американского периода (1950-60-е годы). Кроме того, автор данной статьи предоставил для выставки уникальные графические портреты самого Бурлюка, выполненные его российскими, чешскими и американскими друзьями: Николаем Циковским (портрет 1924 года), Рафаэлем и Мозесом Сойерами, Василием Каменским-младшим (портрет 1956 года).

Евгений Деменок