colontitle

«Серая блуза» в Одессе

Виктор Корченов

Этот, казалось бы, обыкновенный жетон с изображением на лицевой стороне маски, лиры и палитры привлек к себе внимание не совсем понятным, с первого взгляда, текстом, выгравированным на обороте: «Тов. Шпанье Д. в годовщину жив. газ. «Серая блуза» от правл. Ц.К. «Местран», 1926 16/1 1927».

 Жетон «Серая блуза» Жетон «Серая блуза»Поколению первых после октябрьских лет, несомненно, памятны театральные самодеятельные коллективы под названием «Синяя блуза» с их традиционным, звучавшим по всей стране припевом: «Мы – синеблузники, мы – профсоюзники...»

Но почему в надписи на жетоне фигурирует совершенно другой цвет «блузы», что означают буквы «Ц.К.» и имеет ли вообще отношение к Одессе этот жетон?

Сразу напрашивался вроде бы положительный ответ на последний вопрос, исходя из тех соображений, что «Местран» -- известная в 20-х годах в Одессе футбольная команда.

Однако изображение театральной символики на жетоне, естественно, опровергало его связь с футболом. И, действительно, как выяснилось вскоре из довоенных одесских справочников, такое же название носил профсоюз одесских грузчиков – рабочих местного транспорта, именовавшийся сокращенно «Местран».

В тех же справочниках отыскалась и расшифровка букв «Ц.К.» – «центральный клуб».Оказывается, профсоюз грузчиков «Местран» располагал несколькими клубами, в том числе существующим и поныне на Ланжероновском спуске портовым клубом. А так называемый центральный клуб находился в доме N 4 по Авчинниковскому переулку и занимал помещение, где прежде размещался театр немецкого общества «Гармония».

Немецкий клуб «Гармония». Впоследствии – клуб «Местран» им. ЮдилевичаНемецкий клуб «Гармония». Впоследствии – клуб «Местран» им. ЮдилевичаТеперь это здание уже не существует, а переулок носит имя отважного разведчика, героя обороны Одессы Александра Нечипуренко.

Но вернемся к «Синей блузе». В конце 1923 года в Московском государственном институте журналистики возник совершенно новый вид сценического искусства – так называемая живая театрализованная газета, начавшая свой путь с московских нарпитовских предприятий. Выступая в трактирах, столовых, чайных и ресторанах столицы, «бодрые задиры», как впоследствии метко окрестил синеблузных комсомольцев Владимир Маяковский, ринулись в беспощадный бой со всеми, кто, как им казалось, мешал строить новую жизнь. И очень скоро такая форма массовой агитации вылилась в целое синеблузное движение, мощной волной прокатившееся по всей стране.

Не случайно был «узаконен» и актерский костюм в виде синей рабочей спецовки – традиционной одежды пролетариата. Отсюда и само название – «Синяя блуза».

Синеблузные коллективы образовывались повсюду: на заводах и фабриках, в клубах и на различных предприятиях. Революционный пафос, юмор, физкультурные построения, пирамиды и лозунги составляли основу пос тановок «Синей блузы». Быстрый темп считался наилучшим способом сценической подачи материала, рассчитанного, в основном, на самого неподготовленного зрителя, и только таким образом, по мнению молодых актеров, мог захватить аудиторию.

По своей форме синеблузная программа имела много общего с печатной газетой.

Начинаясь с «марша-заголовка», называемого «парадомантре», который сразу же заражал зрителя бодрым темпом, живая газета переходила затем к «передовице», где давалась оценка важнейшим происходящим общественно-политическим событиям.

За «передовицей» следовали «телеграммы», оглашаемые так называемыми газетчиками, фельетоны и частушки. Большое внимание уделялось местной хронике: рабочей жизни, вопросам быта, производства, просвещения, торговли, партийной и профсоюзной жизни.

В синеблузный репертуар входили также представления «скоморохов» и «деда-раешника», особое место занимала коллективная декламация. Естественно, требовалось музыкальное сопровождение, и зачастую, если не удавалось раздобыть обыкновенное пианино, выступления шли под музыку импровизировавшего прямо на сцене веселого шумового оркестра, состоявшего из барабанов, трещёток, расчесок с бумажками и пустых бутылок, заменявших ксилофон. Являясь орудием агитации и пропаганды, будучи постоянно злободневной, живая газета всеми силами бичевала спекулянтов, лодырей, пьяниц, прогульщиков, хулиганов. Ставил спектакли режиссер, имeнуемый «редактором-выпускающим». Он, собственно, и вел живую газету, помогая зрителям разобраться в изображаемом.

В.А. ГалицкийСуществовали такие коллективы и в Одессе. Но не все они имели одинаковое название, то есть «Синяя блуза». Так, например, при Международном клубе «Дворец моряка» в конце 1927 года организовалась живая газета «Черноморец». Несколько кружков вошли даже во всесоюзный список синеблузных коллективов, который публиковался в издаваемых культотделом Московского городского совета профессиональных союзов специальных сборниках «Синяя блуза». Это «Челнок» – живая газета при джутовой фабрике, «Перо и книга» – живгазетный кружок при железнодорожной школе N 82 и другие.

В 1984 году в Ленинграде вышла автобиографическая книга бывшего одесского синеблузника, известного режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии СССР В.А. Галицкого «Театр моей юности», где он, между прочим, вспоминал: «Синеблузное движение в Одессе являло собой море разливанное.

Каждый клуб, завод, учреждение имел свой коллектив. Клуб «Местран» создал даже «Серую блузу». Ее актеры выходили в серых холщовых толстовках, спецодежде портовых грузчиков. Руководил этой «блузой» Семен Школьник...»

Впоследствии С.С.Школьник создал Ансамбль военного округа, потом много лет стоял во главе Ансамбля песни и пляски войск НКВД, громадного коллектива, известного всей стране.

В заключение остается лишь отметить, что живая газета «Серая блуза», как явствует из надписи на жетоне, была создана 16 января 1926 года; в годовщину же празднования ее основания всем участникам этой «блузы» и вручался упомянутый выше памятный именной жетон.