colontitle

Адольф Лоза. Путь к свету

В музее Западного и восточного искусства открылась выставка живописи Адольфа Лозы, приуроченная к его девяностолетию. Неисчерпаем наш город замечательными мастерами, могу уверенно сказать - классиками.

 

 

 

ПУТЬ К СВЕТУ

Именно так я сформулировал бы для себя путь художника Адольфа Ивановича Лозы. От академизма - к раскрепощенности, к свободе воли и духа, к желанию осветить своими картинами жизнь современников.

Мы познакомились в конце шестидесятых, когда Адольф Лоза, окончив Харьковский художественный институт, вернулся в Одессу. И почти тогда же, посмотрев первые (для меня) работы художника, я написал о нем для выставки, которая должна была открыться на одном из судов пароходства. Помню, что Адольф очень волновался - первая персональная выставка, поймут ли ее моряки, туристы, насколько подробно им нужно объяснять, в чем суть живописи, в чем задача художника. Потом персональных выставок у мастера было множество (я смело употребляю здесь слово - мастер, так как за какую бы задачу Лоза не брался, он стремился довести свой труд до мастерски воплощенного замысла, где чувство и логика были бы уравновешены, где-то, что могло показаться импровизацией, всегда было плодом обдуманной, выношенной идеи).

Навсегда запомнилась его посмертная выставка. Мы вновь увидели его мощный крестьянский цикл и фосфоресцирующее море, влюбленность в цвет и легкий, точный рисунок. Кстати, к осознанию моря Адольф Лоза пришел не сразу, лишь пожив в Одессе, он понял, что море - это и есть пушкинская воля, дух города. Он осознавал, что без урбанистики, без огней - город не город, жизнь - не жизнь.

Но городом не исчерпывал себя мастер, его волновал Библейский цикл, его волновали вопросы жизни и смерти. Несколько раз я писал о выставках Адольфа Лозы, в одном из каталогов моя статья. Но всегда было ощущение - все, что он делает сегодня, лишь шаг в завтра, художник в движении, и движение это к радости, к празднику, к свету.

Нередко мы беседовали. Как-то так получалось, то в мастерской, то в редакции, то встретившись в городе. И речь шла о юной смене живописцев, о мастерах, у которых нужно учиться всю жизнь, о детях, которых хотелось воспитать, порой вопреки времени…

После смерти Адольфа Ивановича прошло 16 лет. Люди стареют. Картины не стареют. В них всё тот же поиск пути к свету. Убежден, что это интересно было тогда. А может, еще более интересно, нужно теперь, когда потеряны ориентиры.

Евгений Голубовский,
Вице-президент ВКО

Больше об Адольфе Лозе читайте на нашем сайте «Они оставили след в истории Одессы»: odessa-memory.info

На фото работы с выставки Адольфа Ивановича Лозы