"Звезда моего Давида"
Рождение спектакля всегда тайна.
Сложится или не сложится из разных составляющих пазл. Вчера спектаклем - концертом "Звезда моего Давида" открылся фестиваль "Золотые скрипки Одессы"
Как все красиво совпало.
Ко дню рождения города на аллее звезд в этом году увековечено имя Ойстраха.
Игорь Покровский фестиваль этого года посвятил Ойстраху.
И вот спектакль, в котором осуществлена идея Захария Зорина, ученика великого скрипача...
Сюжет - не сложно пересказать.
Смерть Давида Ойстраха во время гастролей (вне железного занавеса) потрясает его ученика. И к нему прилетает Душа Давида. И начинается сложный разговор музыки и души. Музыки и слова.
Эта Душа много лет назад была душей Царя Давида, библейского героя, помните про битву с Голиафом. Но тот Давид был не только воином , но и музыкантом, он создал кинору, прообраз скрипки. Эта душа всегда играла вместе с Давидом Ойстрахом, переживая его взлеты и падения, Гениальность его игры и страх перед новым Голиафом, усатым... И сейчас, сопереживая ученику Ойстраха, про жизнь которого она знает все, просит сыграть кадиш, чтоб стать душей молодого музыканта..
Пересказать сюжет не сложно, а вот все это сыграть, воплотить в музыке и словах..
Оказалось возможно. И залогом этого было великолепное мастерство владения скрипкой Захария Зорина, показавшего, что он не только виртуоз, но и мыслитель, держащий нерв спектакля.
Пьесу -воплотив идею Зорина - написала одесский поэт, прозаик, переводчик Майя Димерли. Я видел, как шла работа над текстом, читал первый и второй вариант пьесы и мне кажется, что автор дал возможность всем действующим лицам найти свой голос. Философский, мудрый у Души, трепетный, трагический у Давида.
Роль Души изначально , по замыслу Зорина предназначалась Карине Шрагиной - Кац Актриса хорошо известна одесскому зрителю Любима им. И я не раз писал о спектаклях с ее участием, о самой Карине.Задача в этом спектакле у нее была сложная.Почти два часа на сцене. Огромный массив текста. И что самое важное быть в диалоге с музыкой. Не монолог, а диалог. Карина выдержала это испытание.
Но у меня вызывает несогласие режиссура. Второй раз я вижу работу Петра Липинского. Смотрел его воплощение стихов Гарсиа Лорки. И второй раз мне кажется, что ему изменят вкус.Пафос смертельно опасен в доверительном общении, а крик - нетерпим. Если бы этот спектакль шел на сцене многократно - все можно было бы исправить. Но, увы, это как концерт. Состоялся. И ушел в память, в вечность.
На сцене в этот вечер были три музыканта. Захарий Зорин, профессор и основатель института скрипки в Бордо, Франция, его сын, молодой музыкант, куда, возможно, реинкарнирует Душа, Макс Зорин, профессор скрипки в университете Пельсинваня, США.и пианист Венсан Бальс, Франция, победитель международных конкурсов, ученик пианистки Зои Зориной
В спектакле прозвучала великая музыка - от Баха до Шостаковича, нашлось место в спектакле и еврейским мелодиям.
Некоторое время на экране ожили фотографии, а затем и документальные съемки Давида Ойстраха. А я сидел и думал. Сталин боялся Слова. Сколько писателей уничтожил, в том числе и писавших на идиш. Издевался над композиторами - Шостаковичем, Прокофьевым, Хачатуряном...А вот к исполнителям благоволил. И к Юдиной, и к Гилельсу, и к Ойстраху. Почему ? Может только из-за того, что "уважал" мастерство. И понимал, что исполнитель играет только по нотам.
А есть ли у него Душа? Что при этом думает Душа?
Как много вопросов к самому себе возникает после такого спектакля.
Евгений Голубовский
Фото: Борис Бухман