colontitle

Театральный переулок

(комментарии Александра Дорошенко)

Театральный переулокТеатральный переулок теперь стал задворками нового Театра, выходящего сюда задней частью и служебным входом. С удивлением видишь, что Театр многоэтажен, --- это его рабочая и совсем не парадная сторона. Когда-то переулок был широким, был улицей, наполненной напряженной жизнью, в разные времена в его домах помещались различные театры, подолгу жили известные актеры. С возведением нового, послепожарного, театра жить осталась только противоположная театру сторона этой улицы, каждый дом которой особый, лицом и историей. Со 2-го, углового к Думской площади (на гравюре в конце переулка виден угол здания старой Биржи), по 14-й (так они показаны на гравюре), эти дома практически современники, за исключением 4-го и 10-го, а в последнем, похоже, просто перелицевали фасад, под модерн (у него три балкона и у всех различен великолепный рисунок кованной ограды).

Второй, начальный, номер прост декором, ясен членениями фасада и красив. Торцом он выходит к Думской площади, где у него широкий красавец балкон, летний, южный, … Еще одним фасадом он начинает дворцовый ряд Бульвара. Он очень состарился и устал теперь жить, старый его костяк уже не держит нагрузки --- весь ряд домов по Театральному переулку привычно опирается на его плечи, и дома эти растут в высоту, к Екатерининской. Если он дрогнет, им тоже не устоять!

Номер 4-й --- 4-х этажный красавец в модерне, 1904 года рождения (в нем жил Эмиль Гилельс), --- фасад у него торжественный, как занавес в театре.

Номер 8-ой это дом Боффо. У него двухэтажной чрезмерной высоты проездные ворота и второй этаж справедливо заложили, устроив там жилье.

Номер 12-й самый высокий в ряду, и венчает его род мансарды. Его подъезд был расписан фреской, которую уничтожили, конечно, люди, не время, --- были забелены для соблюдения чистоты эти фрески, … виден сохранившийся медальон и в нем море, корабль, парус, молодая женщина на корме и в руках у нее зонтик от солнца, нежность сохранившихся красок, в нише ваза с цветами, … как красиво это было когда-то, как хорошо было входить этим … расписным залом во двор дома. … Здесь останавливались Чайковский и Чехов. За неделю, что я здесь не был, кто-то расклеил объявления прямо в центре расчищенных медальонов --- там было расчищенное ровное место, удобное для клейки объявлений (может быть этот, расклеивший, ищет себе купить по дешевке гроб, опаздывая и торопясь!?). А ниша эта с цветами и листьями глубока и низко расположена, и так оказалась удобна … для справляющих здесь нужду.

Центральный балкон 14-го номера опирается на вынесенные в пространство тротуара литые колонки. Балконы великолепны и сегодня, а по сторонам подъезда видны на гравюре кованные красавцы-фонари. И по обеим сторонам тротуара тоже стоят фонари --- красиво и светло было когда-то на улице, где жил архитектор Боффо!

Это ведь лучшее место Города, дома эти, спина и становой хребет нашего Бульвара, они есть наша гордость, архитектурой и жившими здесь в разное время знаменитыми людьми … и они все сохранились, пусть перестроенные и в утратах времени. Когда-то вид этого переулка помещали среди нескольких лучших гравированных видов Города. Дома так старятся и разрушаются, когда уходят соответствовавшие им люди. Эти дома осиротели и сиротами живут среди нынешних своих обитателей.