colontitle

Дом Навроцкого

(комментарии Александра Дорошенко)

Дом НавроцкогоНа углу Ланжероновской, у Театра, в доме В.В. Навроцкого, где располагалась газета "Одесский листок", которой он был редактором (видна вывеска редакции над входом, в нескольких шагах от Театра, а со стороны Ланжероновской улицы эта вывеска тянется по всему фронту дома, - там подрабатывал Владимир Жаботинский, и может быть, в момент этой съемки, он был в редакции), укреплен барометр и под ним термометр, крупный, уличный, и уже под ними почтовый ящик. Башенку на крыше дома венчал шпиль и высокий сложный формой флюгер, теперь она обезглавлена.

На часах без тринадцати минут девять, ранее еще утро, солнце согревает дом Навроцкого, ласкает фигуры ангелочков, продрогших в ночи. На третьем этаже закрыты ставни в левом окне - может быть еще не вставал хозяин В.В. Навроцкий. … На этом снимке, в самом нижнем его углу, видно, как, вышедши из дверей редакции, двое мужчин заворачивают в "Пале-Рояль", видимо, собираясь присесть там, в тени деревьев, у фонтанчика, и без свидетелей поговорить. Может быть они, эти двое, один из которых заботливо придерживает другого под локоть, может быть это Владимир Жаботинский и Хаим Нахман Бялик? У них было дело к редактору, но пришли они слишком рано.

Дом Навроцкого очарователен. Он имеет два парадных фасада, одним выходя на Ланжероновскую и другим в пространство Пале-Ройяля. Даже три, поскольку парадный его вход, в редакцию, и портик Театра организуют вход в Пале-Ройяль. Красный кирпич красиво звучит на фоне белой лепнины, множество львов окружают дом по всем его фасадам, Их 7 (от Ланжероновской) + 2 (от Театра) + 9 (от Пале-Ройяля), а всего 18 красавцев львов. Обычно таких львов всего два у парадного входа или въезда в дом, но на нескольких домах владельцы собрали целую стаю - у аптеки Гаевского, где они резные в камне, на углу Екатерининской, перед площадью (здесь тоже особые львы - меньшего размера сделана голова и каждый держал когда-то в зубах кольцо; - кольца у них отобрали, видимо, большевики). В нише второго этажа с Ланжероновской упитанная девушка несет в руке зажженный факел, в котором теперь не стало огня. И весь дом такой еще новенький, нарядный, … праздничный!