Одесские фирмы семейства Дрейфус (Dreyfus)
Олег Губарь
Хронография
Фирма "Dreyfus" основана в 1850 году в Париже швейцарским банкиром Луи Дрейфусом. Изначально она включала в себя банкирский дом и зерноторговую контору. Впоследствии это мощный международный концерн, в который входили: банк в Париже, фирмы по торговле зерном, мукомольные, маслобойные, хлопкоочистительные и другие промышленные и транспортные предприятия в целом ряде стран Европы, Южной и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. По торговле зерном фирма "Dreyfus" всегда занимала одну из ведущих позиций в мировой хлебной торговле. В качестве главного зернового экспортера Европы первой половины XIX века Одесса оказалась в поле коммерческих интересов фирмы уже в 1850-х годах, однако Крымская война несколько отодвинула создание здесь дочерних экспортных предприятий, и их деловая активность приходится главным образом уже на 1870-1900-е годы.
Варианты наименования одесских предприятий фирмы "Dreyfus"
Конторы хлебные: Дрейфуса; Л. Дрейфуса и Комп.; Дрей-фус Август; Дрейфус братья; Дрейфус Иосиф. Конторы комиссионные: Братья Дрейфус и Комп. Торговые дома: Дрейфус Луи; Дрейфус Г. и братья; Дрейфус Густав; Дрейфус братья; Дрейфус и Комп.; Дрейфус Н. Экспортные фирмы: Дрейфус; И. Дрейфус и Комп.; Л. Дрейфус и Комп.
Характер и масштаб деятельности
Экспорт сельскохозяйственных продуктов: в первую очередь - сортовой пшеницы, а также (в меньших объемах) - ржи, ячменя, овса, кукурузы и проч. Отчасти - комиссионная торговля теми же продуктами на внутреннем рынке России. В лучшие годы фирма Дрейфус вывозила через одесский порт десятки тысяч четвертей указанных продуктов, и была одной из веду-щих в хлебной торговле на юге империи.
Исторический экскурс
Деловая активность Дрейфусов на одесском хлебном рынке отчетливо обозначилась во второй половине 1870-х годов, после приличного технического оснащения одесского порта: сооружения эстакады (1872 г.) и конвейера для ссыпки хлеба на суда (1878 г.), создания регулярных линий торгового мореплавания и ряда частных пароходных компаний (Добровольного флота, Черно-морско-Дунайской, Российского общества страхования и транспорти-рования кладей, Южно-Русской, Датской, Французской, Австро-Венгерского и Русского Ллойда, Трапани, князя Гагарина и др.), а также - практики выдачи ссуд под отправляемое зерно Русским обществом пароходства и торговли (РОПИТ).
В 1870-е контора Луи (Людовика) Дрейфуса производила нере-гулярные, хотя порой и весьма значительные закупки и экспорт сель-хозпродуктов. Так, во весь весенний сезон (хлебная торговля вообще имела сезонный характер, совершенно замирая летом) 1878 года ею произведено лишь две хлебные сделки - в первых числах февраля (по старому стилю), - однако чрезвычайно крупные: обычный дневной объем сделок на одесском хлебном рынке тогда составлял 2300-2400 четвертей (четверть = 209,91 литра), а Дрейфус ухитрился приобрести всего за два дня 18 тысяч четвертей пшеницы "гирки". В январе-феврале 1879 года зафиксировано пять сделок в объеме 2900 четвертей "гирки" и 1200 "сандомирки". Весна 1880-го: 3000 четвертей "сандомирки", 1000 - ржи, 400 - овса и 300 - "репаку". Весенний сезон 1881-го: 3400 четвертей пшеницы, 2400 - ячменя, 600 - кукурузы. И т. д. Как видим, закупки спонтанные и неравномерные. Позитивная стабильность, наращивание объемов хлебного экспорта наблюдаются примерно с 1883-1884 годов.
Деловые партнеры фирмы Дрейфус
Таковыми в разные годы были практически все крупные хлеботорговцы юга России: Родокана-ки, Ефруси, Тработти, Барабаш, Анатра, Баржанский, Клейбс, Исерлис, Бланк, Найфельд, Масс, Фишерович, Крейг, Шайкевич, Гессен, Клейман, Юровский, Лейбель, Калехман, Юлиус, Фукс, Рублев, Величко, Асерето, Пеньковский, Товбейн, Финтерт, Гольденберг, Герценштейн и др. Обилие еврейских фамилий говорит не о личных симпатиях Дрейфусов, а лишь фиксирует сложившуюся на хлебном рынке "этническую раскладку". Впрочем, клерки фирмы, как правило, евреи - Барский, Шварц, Рабинович, Гуревич (последний - надзиратель от фирмы за погрузкой пароходов на эстакаде).
В числе деловых партнеров Дрейфуса - не только частные лица, торговые дома, коммерческие конторы и т.п., но и, скажем, государственные и частные банки. Так, например, зафиксирована покупка фирмой 1200 четвертей ячменя от Одесского учетного банка - еще в начале февраля 1881 года.
Комиссионерские операции
Судя по имеющимся материалам, не играли большой роли в деятельности фирмы Дрейфусов, занимав-шейся преимущественно зерновым экспортом. Тем не менее, периодически она кое-что перепродавала. Можно упомянуть, например, подобные сделки первой половины 1880-х: Дрейфус - Родоканаки, Дрейфус - Найфельд, Дрейфус - Масс, Дрейфус - Крейг, Дрейфус - Юлиус и ряд других. Речь здесь идет о продаже небольших (сотни четвертей) партий пшеницы, предназначенных для местной пищевой промышленности. Так, А. Юлиус и Л. Клейман - владельцы крупной макаронной, рисовой и крахмальной фабрики в Одессе, - нуждались в сельскохозяйственном сырье, каковое и "отстегивали" им Дрейфусы. Другими словами, комиссионные операции фирмы, не связанные с экспортом, можно считать мелочными.
Одесские адреса фирм семейства Дрейфус
1884 год
Конторы хлебные:
Дрейфуса - Николаевский бульвар, № 11, дом Ралли. Ныне - гостиница "Лондонская". (Иллюстрация 1)
Л. Дрейфуса и Комп. - ул. Дерибасовская, № 13, дом Сепича. Между ул. Ришельевской и Екатерининской. (Илл. 7: перекресток Ри-шельевской и Дерибасовской, квартал в сторону Екатерининской, сле-ва. Илл. 8-9: перекресток Дерибасовской и Екатерининской).
Комиссионные конторы:
Братья Дрейфус - Николаевский бульвар, № 14, дом Чихачева. (Илл. 2)
1885 год
Торговые дома:
Дрейфус Луи - Николаевский бульвар, № 6, дом Супичича. Следующий от правого полуциркульного здания. (Илл. 3 и 4)
Дрейфус Г. и братья - Николаевский бульвар, № 8, дом Вереля (гостиница "Санкт-Петербургская"). Левое полуциркульное здание. (Илл. 5)
1886 год
Адреса обеих фирм не изменились.
1887 год
Торговые дома:
Дрейфус Луи - ул. Пушкинская, № 6, угол Дерибасовской, № 7, дом Пшика.
Дрейфус Густав - ул. Надеждинская (ныне - Гоголя), № 10. Очевидно, дом Граната, № 10А, поскольку дом № 10Б принадлежал Городскому кредитному обществу.
1888 год
Адреса обеих фирм не изменились.
1889 год
Торговые дома:
Дрейфус и Комп. - ул. Надеждинская, № 10.
1890 год
Адрес и название фирмы не переменились.
1891-1893 годы
Торговые дома:
Дрейфус и Комп. - ул. Надеждинская, № 7, дом Лупанова.
Дрейфус Н. - там же, где предыдущий.
Хлебные конторы:
Дрейфус Август - ул. Екатерининская, № 5, дом Ануша. (Илл. 10: ул. Екатерининская, квартал, на котором находилась хлебная кон-тора Дрейфуса).
Дрейфус братья - ул. Екатерининская, № 12, дом Штерна.
Дрейфус Иосиф - Воронцовский пер., № 6, дом Бодаревского.
1894-1896 годы
Торговые дома:
Дрейфус Л. и Комп. - ул. Надеждинская, № 12, дом Поповича-Новака.
Хлебная торговля:
Дрейфус Август - ул. Екатерининская, № 5, дом Ануша.
1897-1898 годы
Хлебные конторы:
Дрейфус Август - адрес тот же.
1899-1901 годы
Биржевые маклеры (илл. 11: здание биржи):
Дрейфус - ул. Ришельевская, № 10, дом Бродского, угол ул. Греческой.
1904-1906 годы
Экспорт (зерна и пр.):
Дрейфус Луи и Комп., торговый дом - ул. Полицейская (ныне - Бунина), № 18, дом братьев Баржанских, угол ул. Ришельевской.
Городское гражданство, статус
Документы и материалы свидетельствуют о том, что владельцы всех одесских фирм семейства Дрейфус не входили в городское гражданство, хотя играли такую вид-ную роль в основной отрасли местного предпринимательства (плюс маклерство на бирже). Их имена отсутствуют в реестрах купцов пер-вой-второй гильдии (а по объему финансовых операций их капитала, конечно, предостаточно для этого разряда), нет их и в избирательных списках, а также и в перечне домовладельцев или землевладельцев. Во все десятилетия своего существования эти фирмы только арендовали помещения, и притом самые престижные - на бульваре, близ него, либо в деловом центре. Таким образом, Дрейфусы формально не являлись гражданами города, и осуществляли экспортные и другие операции, подобно многим авторитетным российским и зарубежным фирмам, имевшим в Одессе свои представительства, отделения, конторы и т. п. (как, например, фирмы "Ралле и К,", "Товарищество Брокар и К.", "Товарищество Эйнем и К.", "В. Высоцкий и К.", "Гулье-Бланшар", "Фраже", "Товарищество Кармель", "Осборн", "Мак-Кормик", многочисленные экспортно-импортные торговые дома и т. д.).
Частная жизнь руководителей означенных фирм в Одессе, по-стоянно обитавших главным образом в Париже, не прослеживается сколько-нибудь иллюстративно, поскольку большинство из них бывало в городе нерегулярно, наездами, а то и вовсе поручало ведение дел своим доверенным лицам. Что до главных фигур концерна "Dreyfus", включая отца-основателя, то они едва ли вообще посещали город многократно. Можно говорить лишь об острой, однако всегда корректной конкуренции, в том числе - и о деловом партнерстве, Дрейфусов с такими выдающимися хлебными экспортерами Одессы, как Родоканаки, Масс, Тработти, Ефруси и др.
По сообщениям периодической печати, отмечено и несколько казусных эпизодов в истории фирмы, как, например, один из них, свя-занный с погрузкой зерна на английский пароход (январь 1883 года). В ходе погрузки рачительный представитель конторы Дрейфусов, Гуревич, заспорил с заведующим эстакадой (илл. 6) Юношевым по поводу правильности технологии погрузки принадлежащих фирме 25 вагонов (!) пшеницы. (Илл. 12: пароходы, на которых вывозилось из Одессы закупленное Дрейфусами зерно). И дело дошло до мордобоя. В разные годы представительства фирмы мелькали в полицейской хронике как подвергавшиеся ограблению или попыткам ограбления, что для Одессы, вообще говоря, дело обычное.
Завершение деятельности одесских фирм семейства Дрейфус
Причин несколько. Прежде всего, появление на мировом хлебном рынке (еще в Х1Х столетии) новых, и притом более добросовестных хлебных экспортеров. Сначала Канада и Аргентина, а затем даже колониальная Индия сделались серьезными конкурентами Одессе. Кроме того, вывоз зерна постепенно вытеснялся вывозом муки, которая, понятное дело, компактнее укладывалась в трюмах, что удешевляло морские перевозки. Следующий момент - не слишком хорошее качество зерна, вывозившегося из одесского порта: пересортица, предумышленное подмешивание мусора, либо более дешевого, нежели основное, сырья. С этим трудно было мириться, а в середине 1900-х годов положение усугубилось еще и внутренней нестабильностью России - революцией, межэтническими конфликтами. Хрупкое гражданское согласие (после погромов 1881 и 1882 годов и специальных директив императора Александра Ш, предусматривающих профилактику "антиеврейских беспорядков" и наказание погромщиков) было разрушено катастрофическим взрывом 1905-го.
Весьма плохую услугу одесскому хлебному экспорту оказал пресловутый "Потемкин": тогда в порту сгорела эстакада, пакгаузы, пароходы РОПИТ и других судоходных компаний - "Петр", "Платон", "Сергей", "Екатерина" и др. Торговый дом Луи Дрейфуса, да и другие его "коллеги" понесли колоссальные убытки. Одесский порт надолго вышел из строя - вот, как принято говорить, последняя капля, переполнившая чашу...
В заключение можно констатировать, что одесские фирмы Дрейфусов, несомненно, способствовали становлению города, кото-рый они фактически инвестировали на протяжении многих лет, его прогрессивной эволюции, динамике (значительно утраченной из-за несчастливой Крымской войны), особенно в последней четверти Х1Х столетия, и внесли свою солидную лепту в "копилку общественного труда", сделавшую Одессу третьей столицей империи.
Дополнение
В числе родовых связей разветвленного семейства Дрейфусов - и знаменитый Альфред Дрейфус (1859-1935), офицер генерального штаба Франции (капитан артиллерии), обвинявшийся в шпионаже в пользу Германии и осужденный в 1895 году к пожизнен-ной каторге в Кайенне, на так называемом Чертовом острове. Дело было сфабриковано самою же французской разведкой - подполков-ником Анри и майором Эстергази, состряпавшими реестр ("бордеро") французских военных секретов, каковые Дрейфус якобы был готов передать германскому командованию. За освобождение и полную реабилитацию Дрейфуса боролись Клемансо, Золя, Жорес и другие радикалы. В 1899 году он был помилован президентом Лубе, а в 1906-м полностью реабилитирован, получил чин майора и орден Почетного легиона. В 1908 году, при переносе праха Эмиля Золя в Пантеон, в Дрейфуса стрелял один из консерваторов, журналист Грегори, и он получил ранение. Участвовал в первой мировой войне уже в чине полковника и заслужил лавры.
Фигура Дрейфуса была "назначена в шпионы" по той простой причине, что он был единственным офицером-евреем при генштабе. Происходил он из ассимилированной еврейской семьи крупного пред-принимателя, владельца текстильной мануфактуры в Мюлузе (Эльзас). Эти эльзасские Дрейфусы в 1872 году (после франко-прусского конфликта из-за Эльзаса и Лотарингии 1870-1871 гг.) определенно высказались за французское подданство, поселились в Париже, где имели также далеко не бедных родственников в лице "Dreyfus". Здесь молодой Альфред получил блестящее образование в политехнической и военной школах в Париже, поступил в армию инженером, и сделал стремительную карьеру, благодаря своим способностям и трудолюбию. В 1889 году он был уже капитаном, с 1892-го прикомандированного к генштабу.