colontitle

Николаевский бульвар

(комментарии Александра Дорошенко)

Николаевский бульвар" … я остался один и вдруг, с такой ясностью, какой никогда не испытывал до тех пор, увидел уходившие ввысь колонны Думы, освещенную листву на бульваре, бронзовую голову Пушкина с неярким отблеском луны на ней, увидел в первый раз окружавшее меня таким, каким оно было на самом деле, --- затихшим и невыразимо прекрасным"

Исаак Бабель. Ди Грасс

Бульвар наш первоначально назывался Новым, затем Приморским, после русско-турецкой войны 1877-1878 годов - Николаевским, с 1920 года он стал носить имя погибшего анархиста Фельдмана, после войны вновь стал Приморским и так остался, теперь уже навсегда*.

Раскошен и обольстителен Приморский Бульвар. Он начинается камерной Думской площадью, от двенадцатиколонного здания Думы и фонтанного памятника Александру Сергеевичу и замирает у колонн воронцовского дворца. Бульвар хорош всегда. Ранним летним утром он тих и спокоен, прохладой нависают над ним кроны деревьев, солнечные мазки лежат на земле и плитках тротуаров и так легко и празднично ступает по ним нога. Шум Города здесь замолкает и слышно как далеко внизу неустанно трудится Порт. Глухим осенним дождем, подростком, однажды подойдя к Дюку, я впервые в жизни увидел, всю жизнь многократно виданный мною Порт и море и графитовый абрис кораблей на свинцовой воде залива и морскую рябь на воде и услышал звук маяка и кричавших в тумане буёв, и задохнулся от счастья. Дворцовой гвардией выстроились дворцы Бульвара и ряд их прерван полукружием сдвоенных зданий за плечами Герцога. Здания Бульвара разновременны и старые легко узнаются по благородной простоте декора и стройности, у них гладкие стены, громадные плоские окна и только где-то в вышине висит на кованных лентах подпорок очаровательной легкости балкон и вьется меандровый узор по краю его чугунной решетки. Модерн этой простоты не нарушил, умерив богатство свойственной ему лепнины, скромно и достойно став в этот почетный ряд, и только эклектика купеческой вульгарностью потревожила в нескольких местах цельность Бульвара.

Вид Города с моря был иным: склоны Приморского бульвара были еще не застроены в нижней своей части домами, да и самой дороги, будущей Приморской улицы, проходящей у его подножия не было, так что лестница Приморского бульвара своими нижними ступенями выходила прямо к морю и на нешироком пространстве между нею и морем стояла часовня во имя "Всех Святых Российских". Крутизна склона пересекалась лестницей Приморского бульвара и идущей параллельно бульвару, в нижней части склона, высокой подпорной стеной. Она вписывалась в ансамбль лестницы и, вместе с нею, как бы продолжала высоко вознесенный над склонами бульвар, распространяя его территорию в сторону моря, а часовня замыкала естественным образом всю эту единую и цельную композицию. Сами же склоны были лишены растительности, лишь вдоль бульвара зеленели кроны деревьев и парком в имении Воронцовых был окружен дворец.

Старые дворы у Приморского бульвара. Снаружи дом приукрашен. На нем запоздалый камзол века восемнадцатого, сюртук девятнадцатого, и только русский модерн честно глядит в лицо улицы, опережая сегодняшнюю моду. Чтобы понять дом, надо зайти к нему в гости, по домашнему, во двор, Надо постоять в тишине этого двора, разглядывая его исподтишка, не демонстрируя вида, и тогда многое в нем прояснится. ... Во дворе номера 12-го спрятался восемнадцатый век: каре высоченных окон, во всю ширину двора балкон и за ним колонны в два верхних этажа высотой. В тишине слышен твердый гвардейский шаг и четкость приглушенной команды --- идет смена караула ... Главное не глядеть на первый этаж, где смогли достать и все изуродовать новые пришельцы.

Идея оформления бульвара на стрелке центрального городского массива, между двумя разрезающими город глубокими балками, принадлежала самому Дюку. Сохранилось предание, что строительством бульвара были возмущены богатые негоцианты Города. Раньше они могли из окон собственных домов наблюдать входящие в гавань и покидающие ее корабли, бульвар же заслонил гавань. Лучшие в империи архитекторы формировали бульвар. Ф.К. Боффо создал проект лестницы Приморского бульвара (странно сегодня знать, что многие современники строительства лестницы, возмущались этим "бессмысленным" проектом, мол, лестница эта никуда вовсе и не ведет - тогда действительно практически у ее нижних ступеней плескалась морская вода, - она непропорционально, чудовищно огромна и искажает перспективу Города ...), и он же проектировал здания на его концах --- Воронцовский дворец и старую Биржу, архитектор А.И. Мельников вдохновенно нарисовал два полуарочных дома перед лестничной площадью и, позже, в этой арке-радуге естественным образом и навечно встал на свой постамент бронзовый Дюк, работы Ивана Мартоса.

Детский сад (Лунный парк). Слева у Потемкинской лестницы, в середине ее высоты, есть вход в парк. Лежит он на срезе холма, на плоскости, образованной мощными подпорными стенами. Спуститься в него можно и с Воронцовской площадки по неширокой и глубокой лестнице. Он до революции назывался Детским садом, сюда водили детей на прогулку. Взрослые сюда, кроме матерей и нянь не допускались. Были здесь специальные игрушки. На старой открытке сад полон детей. Они водят хоровод, держась за руки, что-то им показывают и они обступили кругом своих воспитателей, … Детский сад, это советское сочетание, не отсюда ли проистекло, получив новое содержание в приложении к детям, лишенным детства. И не от маминой ли поговорки, адресованной часто мне в детстве и юности - "Растешь, как трава" - это сочетание слов.

В мое время там пахло развратом ... . Так было принято считать в порядочных одесских домах, так считали одесские матроны, опираясь в этой оценке на чужой, надо полагать, опыт ... Теперь он по-прежнему пуст, густо зарос деревьями и травой с сорняками, и у подпорной стены заросли эти стали совсем глухими.

__________

* Здесь и далее названия улиц и площадей приведены в основном по работе: Я. Майстровой. Улицы Одессы. Справочник по топонимии старой части города. Одесса, 1998.