colontitle

Настоящий одессит до седьмого колена

Олег Губарь

Замечательный одесский старожил Виктор Семенович Фельдман недавно получил международную Дерибасовскую премию за особые заслуги перед Южной Пальмирой. Нескольким поколениям горожан близок и дорог по-домашнему теплый, даже уютный образ этого добрейшего человека - хранителя древностей, краеведа, библиофила.

Если полистать запыленные архивные папки, то в реестре одесских цеховых купцов за 1832 год можно отыскать мещанина Шимона (Семена) Фельдмана. С тех самых воронцовских времен почти все Фельдманы по мужской линии - кузнецы и Семены. Отец Виктора Семеновича был классным рабочим-оптиком, но вот, по словам сына, "случилось с ним такое несчастье - влез в революцию". Семена Фельдмана осудили по делу "О незаконном собрании социал-демократов на Картамышевской улице и вооруженное сопротивление полиции". Бракосочетался он... в Одесской тюрьме, а ссылку отбывал в Вологодской губернии вместе с небезызвестным В. Воровским. Мать В. С. Фельдмана получила медицинское образование в Берне с подачи состоятельной тетки, а затем училась в Новороссийском университете. Отец ее был поистине бабелевским биндюжником. "Ты разве еврей, - возмущалась бабка, - ты кацап, ты кушаешь сало". На что дед отвечал: " Я человек рабочий. Мне надо кушать. Бог на меня за кусочек сала не обидится. А если обидится..." Тут следовал каскад крепких идиом.

Во время первой мировой войны мать Виктора Семеновича служила в госпитале, расположенном на углу Базарной улицы и Треугольного переулка. Здесь, в маленькой квартирке при госпитале, он и родился в 1915 году. Окончил семилетку, поступил на рабфак, параллельно освоил профессию грузчика, учился в Педине, попал на фронт - обычная среднестатистическая "советская биография". Но потом жизнь сложилась нестандартно: случай привел в Научную библиотеку Одесского университета, где Фельдман и обитал много десятилетий в качестве ведущего библиографа. В годы гонений на космополитов, националистов и прочих крамольников Виктор Семенович сберег немало запретных книг, обреченных к уничтожению как идеологически враждебных. Увлекся личностями Дерибаса, Ришелье, Ланжерона, Воронцова и других видных фигурантов региональной истории, тогда не только не почитаемых, но и всячески осуждаемых.

Далее - фундаментальные исследования о блестящих именных книжных фондах М. С. Воронцова, А. Г. Строганова, об одесской периодике и книжной торговле в Х1Х веке, об истории Ришельевского лицея и наследовавшего ему Одесского университета, их библиотеках и т.д. В течение многих лет Виктор Семенович - главный консультант научных работников и краеведов, занимающихся историей Одессы и региона, один из главных персонажей в летописи двух великолепных научных секций Дома ученых - "Одессика" и "Книга", любимец интеллектуальной элиты.

... Наш герой никогда ни на что не жалуется, не в его это правилах. "Болеть сейчас дорого, - смеется В. С. Фельдман, - а умирать еще дороже".