colontitle

Василий Кандинский: «Я страшно хочу завоевать в Одессе известность…»

Татьяна Орбатова

Легендарному художнику, поэту и философу исполнилось 140 лет

В этом доме жил в 1901 г. художник Василий Васильевич Кандинский– Он не только хорошо знал среду одесских художников, но и мечтал «взорвать» ее. Его удручало, что искусство одесских коллег – традиционное, повторяющее одни и те же темы. Он хотел создать новое общество одесских художников, с другим видением мира.

О том, что наш город – кузница талантов, можно говорить спокойно, не опасаясь обвинений в бахвальстве. Это известная истина. Поэты и прозаики, музыканты и шахматисты, художники, врачи, ученые… Сколько их, прославивших Одессу на весь мир! Немало памятников всемирно известным одесситам установлено в парках, на улицах, улочках, и даже в глубине порой совсем неказистых двориков. А на доме №17, расположенном по улице Дерибасовской, можно увидеть небольших размеров мемориальную доску и бюст. Так увековечена память Василия Кандинского, великого художника, жившего в конце XIX начале XX века в Одессе.

Слыхом не слыхивали…

О чем я думала, когда шла к этому дому? Надеялась, что остановлю первого встречного человека, и он скажет: «Знаком с работами Кандинского. Они…» и дальше опишет свое восприятие их. Или скажет, что не понимает его творчества, а близок ему, например, Айвазовский. Единственное, чего я совсем не ожидала, что почти все, с кем встречусь в этот день, и слыхом не слыхивали о такой фамилии.

Небольшой бюст с табличкой с одной стороны плотно заслонил ресторан. Возле него стояли молоденькие официанты в национальных рубахах, курили, обсуждали что-то, смеялись. День выдался на редкость солнечный, и люди неспешно прогуливались по главной достопримечательности нашего города – Дерибасовской.

– Вам нравится творчество Кандинского? – поинтересовалась я у одного из официантов.

– А кто это? – удивился он.

Когда же я объяснила, что это русский живописец, график, поэт, теоретик искусства, основоположник абстрактного искусства 20 века, который давно жил в Одессе, он покраснел. Оказалось, что парень закончил Одесское художественное училище, но художника не знает.

– Сухомлинского и Ушинского знаю, а Кандинского – нет, – ответил он.

Квартира № 5

Вообще-то в этот день мне «везло» на выпускников художественного училища.

Одна из девушек, которых я остановила возле дома №17, тоже закончила это учебное заведение. Она сказала, что Кандинский – современный художник, который по сей день здравствует, живет в Москве и создает графические полотна. Тогда я решила обратиться с этим вопросом к людям более зрелого возраста. Выбрав интеллигентного вида мужчину, подошла к нему.

– Конечно, мне известен этот художник. Он написал «Черный квадрат».

– А что же тогда написал Малевич? – поинтересовалась я.

Оказалось, что он не знает, кто такой Малевич. Честно говоря, из всех, кого я спрашивала, только один рассказал мне, что, будучи в «Эрмитаже», почти час простоял возле картины Василия Кандинского «Композиция VI», пытаясь понять, что хотел донести до людского восприятия автор. О том, что автор жил в Одессе – не имел понятия.

Я стояла возле дома, не зная, что предпринять дальше. Хотелось пробраться в подъезд, где жил художник. Посмотреть на лестницу, по которой он поднимался к себе домой, увидеть квартиру № 5, где он жил. Понятное дело, что квартиры давно перепланировали и прежняя нумерация нарушена. И все же… Но дверь была закрыта на кодовый замок и проникнуть в дом не представлялось возможным. И тут произошло забавное приключение – из подъезда вышла женщина лет пятидесяти. Мы разговорились, и оказалось, что Татьяна живет в квартире под номером 5. О Кандинском она слышала, но ничего конкретного сказать не могла. Но благодаря ей мне удалось хотя бы сфотографировать подъезд, лестницу и веранду.

Первые ступени

О Кандинском написано много статей. Это самые разнообразные исследования его творчества. Ведь он был одним из создателей беспредметной живописи, акварелистом, гравером, драматургом, теоретиком искусства и христианским моралистом. Он многогранен. И невозможно все эти грани раскрыть одной газетной статьей. Их вообще невозможно полностью раскрыть. В этом уверены исследователи творчества Кандинского. В этом убежден и заместитель директора Одесского художественного музея Виталий Абрамов. Он по многим архивным документам и материалам написал книгу «В. В. Кандинский в художественной жизни Одессы», с которой при желании можно ознакомиться в библиотеке им. А. М. Горького.

– В наш город Василий Кандинский переехал в 1871 году с родителями из Москвы. Здесь он учился в 3-й мужской гимназии. Это был дом купца Красносельского, что на углу улиц Успенской и Канатной. В отчетах гимназии за 1878-1879 гг. есть список учащихся, переведенных из 2 в 3-й класс, где под № 5 значится Кандинский. В своих воспоминаниях, которые вошли в книгу «Ступени», он пишет: «…Еще мальчиком глубоко впечатлялся «Не ждали»». Вероятнее всего он видел картину Репина «Не ждали» на XXII выставке передвижников, проходившей в здании одесской биржи в сентябре 1884 года. Первые из дошедших до нас работ мастера под общим названием «Одесский порт» написаны в Одессе. Уже обучаясь живописи в Мюнхене, в 1898 году впервые свои работы он выставил тоже в нашем городе на выставке Товарищества южнорусских художников, членом которого он был многие годы. Кстати, впоследствии вокруг работ «Одесский порт» разгорелось множество споров. По сей день некоторые специалисты на Западе предполагают, что их написал отец Кандинского, – рассказывает Виталий Алексеевич.

Кому принадлежит «Одесский порт»?

Виталий Абрамов считает, что в основу таких суждений была положена неточность, которую обнаружили исследователи. Она возникла при регистрации отца художника, приезжавшего к сыну в Мюнхен. В этом городе есть архив полиции и картотека, где было сказано, что в Мюнхен прибыл Василий Сильвестрович Кандинский, дворянин и художник . В связи с тем, что поздние картины Василия Васильевича Кандинского по стилю сильно отличаются от ранних, они предположили, что писал их не он. Но был ли отец художника «маляром»? Виталий Алексеевич, внимательно, буквально по годам отследивший его биографию и знакомый с перепиской отца и сына, уверен – нет. А был он купцом разных гильдий, потомственным почетным гражданином Империи. В Одессе занимался чайной торговлей, мануфактурным бизнесом, работал в Государственном банке, был попечителем 3-й мужской гимназии, депутатом гласной городской думы, и, конечно же, человеком энергичным и интеллигентным. И все же сам Василий Васильевич Кандинский в своих воспоминаниях в «Ступенях» об отце писал:

«В нем бьется, несомненно, живая жилка художника. Он очень любит живопись, и в юности занимался рисованием… Я и сейчас хорошо помню его деликатную, нежную и выразительную линию, которая так похожа на его изящную фигуру и красивые руки. Одним из его любимейших удовольствий всегда было посещение выставок, где он долго и внимательно смотрит на картины. Непонятное он не осуждает, а стремится понять, спрашивая всех, у кого надеется найти ответ…»

Он мечтал «взорвать» среду художников

Любил ли Кандинский Одессу?

– Можно привести два его высказывания. В 1889 году, когда он уезжал в Москву, чтобы учиться в университете, он писал: «Прочь от этой Одессы!» Он считал этот город погрязшим в коммерции и сетовал, что его семья мало понимает язык Одессы. В 1912 году он писал: «Я страшно хочу завоевать в Одессе известность. В этом городе всем наплевать, что я думаю», – рассказывает Виталий Абрамов.

Первые отзывы одесских журналистов о его картинах были ужасными. Некоторые писали: «Этюды Кандинского жалкие до слез». Так воспринимали его картины представители бульварной прессы. Один из них – некий Палитра (псевдоним).

И все-таки он любил Одессу, а большинство прогрессивных одесских журналистов и литераторов того времени благосклонно относились к его творчеству. Среди них Корней Чуковский и Владимир Жаботинский. Любили его и одесские художники. Со многими из них он вел дружескую переписку. А некоторые под влиянием его творчества уехали заграницу.

– Он не только хорошо знал среду одесских художников, но и мечтал «взорвать» ее. Его удручало, что искусство одесских коллег – традиционное, повторяющее одни и те же темы. Он хотел создать новое общество одесских художников, с другим видением мира. Хотел выделить из их среды прогрессивное ядро и расколоть Товарищество южнорусских художников. В письмах к Габриэле Мюнтер Кандинский писал, что был на тайном собрании художников. Сама личность великого мастера – комплекс грандиозных противоречий. В его творчестве это прослеживается. Но, наверное, больше всего он не любил насилие. В 1905 году он, будучи в Одессе, увидел уродливое лицо революции – резню и погромы. Он писал об этих событиях: «Это страшно. Безобразно. Это насилие. Я ненавижу насилие. Я ненавижу Россию!» А выразил свои впечатления об увиденном в странной картине «Гомон». Безусловно, это был великий и удивительный человек. Но чем больше мы узнаем о Кандинском, тем меньше понимаем его творчество. Это парадокс, но это так, – рассуждает Виталий Алексеевич.

Многие исследователи стараются понять, о чем хотел рассказать Кандинский миру. Некоторые считают, что в картинах он зашифровывал свою личную жизнь. Кто-то пытается понять внутренний мир этого человека через призму его стихов, философских статей, эссе. Что же видел он за пределами реальности? «Рыба уходила все глубже в воду. Она была серебряная. Вода синяя. Мои глаза следили за нею. Рыба уходила все глубже. Но я все еще ее видел. Я уже ее не видел. Я еще видел ее, когда уже не мог ее видеть…» – писал Кандинский в одном из своих эссе.

 Василий Кандинский. Безымянный Василий Кандинский. Безымянный - 1