«ВЕНОК МАНДЕЛЬШТАМУ», ОДЕССА, 2001
"ЭТО ПРОПУСК В БЕССМЕРТИЕ ТВОЙ"
Книжка "Венок Мандельштаму" должна была выйти (так задумывалось) в 1991 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения великого поэта, когда в Москве было создано Мандельштамовское общество, возглавляемое Сергеем Аверинцевым и Павлом Нерлером. До этого в Одессе в 1989 году удалось выпустить "Венок Ахматовой", в 1990-м - "Венок Пастернаку". Увы, события 1991 года - путч, политический и экономический кризис - не дали осуществиться замыслу. К счастью, тексты сохранились, что дало возможность в 2001 году, когда исполняется 110 лет со дня рождения Осипа Мандельштама, выпустить эту книгу.
Помните строки из мандельштамовских "Стихов о неизвестном солдате", написанных в 1937 году?
И в кулак зажимая истёртый
Год рожденья - с гурьбой и гуртом
Я шепчу обескровленным ртом:
Я рожден в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году - и столетья
Окружают меня огнем.
"В ночь с второго на третье" - это по старому стилю, по новому - в ночь с 14 на 15 января. В эти январские дни и отмечают юбилей поэта, которого еще в 1916 году - пророчески - Марина Цветаева назвала "молодым Державиным".
Поэт, его облик, его творчество в зеркалах поэзии современников и потомков - это всегда увлекательный сюжет для сопоставлений и размышлений. В случае с Осипом Мандельштамом это проявляется особенно ярко. Его любили одни, считая самым незащищенным, и ненавидели другие, считая самым заносчивым. Он мог быть безумно испуган - и бездумно смел. Бояться милиционера - и дать пощечину Алексею Толстому, броситься с кулаками на чекиста Блюмкина, никогда не расстававшегося с пистолетом. Он чуть ли не самым первым, как ни был далек от сельского хозяйства, внятно сказал все, что думает о голодоморё, о колхозах, а потом и об Иосифе Сталине. Прекрасно понимая, что за этим может последовать. И последовало.
Прочтите стихи об Осипе Эмильевиче Мандельштаме - и в поэтических откликах на его жизнь и творчество вы ощутите магию поэзии самого Мандельштама.
Инна Лиснянская писала:
Неизвестна твоя могила,
Может быть, это- целый свет.
В первом Камне такая сила,
Что последнего камня нет.
Действительно, очень долго никто не знал, где похоронен Осип Мандельштам. Еще в шестидесятые годы я разговаривал с вдовой поэта Надеждой Яковлевной Мандельштам (тогда в одесской молодежной газете мне удалось впервые в стране опубликовать две подборки стихов, ставших сейчас хрестоматийными). Пытаясь восстановить скорбную лагерную одиссею Осипа Эмильевича, она собрала все доступные свидетельства. Но даже Надежда Яковлевна, человек мужественный и оптимистичный, считала, что нет надежды найти могилу.
А десять лет назад, в 1991-м, во Владивостоке была найдена братская могила, где среди сотен заключенных захоронен и Мандельштам. И теперь этот поэтический венок может присоединиться к живым цветам, которые возлагают любители поэзии.
Несколько слов о концепции сборника. Стихи о Мандельштаме и памяти Мандельштама распределены по трем разделам: посвящения друзей, современников поэта; затем - своеобразная перекличка поколений, стихи наших современников, ощутивших свое родство с его судьбой и творчеством; и, наконец, "одесская лента" в этом венке - стихи наших земляков.
Основному своду сопутствуют два приложения. В 1921 году в Одессе в помощь голодающим Поволжья был издан литературно-критический и научно-художественный альманах "Посев" (ценой один рубль золотом). В нем вместе с Эдуардом Багрицким, Верой Инбер, Александром Горностаевым, предложившим перевод из Х.-Н. Бялика, участвовал Осип Мандельштам. Мы возвращаем читателям поэтический раздел этой забытой страницы истории литературы. И второе приложение. Конечно же, Мандельштам - поэт Петербурга, но и Крым занимал в его творчестве немалое место. Здесь его впервые посадили в тюрьму - и освободили, здесь он написал трагические строки о голоде, бесхлебье в 1933 году. Без крымских стихов Мандельштама сборник, который издается на юге - вдали от Петербурга, Москвы, Воронежа, - был бы неполным.
И последнее: эта книга выходит в свет как благотворительная, не поступающая в продажу и безгонорарная.
Евгений Голубовский