colontitle

К 110-летию со дня рождения Бориса ПивенштейнаЗабытый и оклеветанный…
К 110-летию со дня рождения Бориса Пивенштейна

Сегодня во Всемирном клубе одесситов состоялась встреча, посвященная памяти легендарного летчика, одессита Бориса Пивенштейна, человека, дважды приговоренного к смерти; один из приговоров вынесла его родина. Встречу подготовили и провели Ванда Цуркан, исследователь, дочь Юрия Цуркана (автора книги «Последний круг ада»), краеведы Михаил Пойзнер и Виталий Орлов.

6 февраля 1909 года (по старому стилю) родился знаменитый советский летчик Борис Абрамович Пивенштейн. Он появился на свет в Одессе в семье мещанина Аврума—Дувида Алтеровича Пивенштейна и его супруги Сарры. Отец рано умер от туберкулеза. Борис, его брат и сестра росли в бедности. Позднее он вспоминал свое беспризорное детство и стремление к другой жизни.
Окончив Трудовую школу в Одессе, в 1923-1924 гг. Борис работал на Гире-весовой фабрике подручным слесаря. В 1924 г. поступил в Дом еврейской рабочей молодежи "Еврабмол", где учился на токаря по металлу.

В 1927 г. Пивенштейн становится курсантом Военно-теоретической школы ВВС РККА в Ленинградском военном округе, а с 1928 г. по 1929 г. учится в престижной 1-й Военной школе летчиков им. Мясникова в Каче неподалеку от Севастополя.
Военная карьера Бориса Пивенштейна началась в рядах Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, где он служил в 5-й Истребительной эскадрилье и 40-й Авиационной эскадрилье им. Ленина с ноября 1929 г. по октябрь 1934 г.

Центральным событием этого периода его жизни было участие в операции по спасению челюскинцев в феврале 1934 г.
Во главе сводного звена группы Каманина Борис Пивенштейн был направлен на спасение экспедиции. Группе предстоял перелет протяженностью более 2500 км вдоль побережья Камчатки и Чукотки. Перед последним этапом перелета командир группы Каманин повредил при посадке шасси своего самолёта, приказал Пивенштейну остаться и чинить его машину, а сам полетел дальше на самолёте Пивенштейна. Борис Пивенштейн тяжело переживал эту ситуацию, но приказ есть приказ, и вдвоем с механиком повреждённого каманинского самолёта Р-5 он остался в местечке Валькальтен для ремонта. Пивенштейну удалось добыть и привезти на собачьих упряжках через сотню километров 170 килограммов бензина, залитого в четыре моржовых пузыря и две жестяных банки. 10 апреля 1934 года Пивенштейн прилетел в Бухту Провидения. Пурга не позволяла лететь дальше. Когда вьюга стихла, по радио сообщили, что все челюскинцы спасены. Однако Пивенштейн не упал духом и совершал непростые перелёты, перевозя спасенных челюскинцев к пароходу. Он переправил на своем самолете 22 человека.

Как и все участники челюскинской эпопеи, Пивенштейн обрел всесоюзную и мировую славу. За героической операцией следили миллионы людей во всем мире. Торжественная встреча на всем пути от Владивостока до Москвы была грандиозной. Героев встречали десятки тысяч людей. На Красной площади состоялся парад в их честь.
За эти заслуги в апреле 1934 г. Бориса Пивенштейна наградили орденом Красной Звезды.

В октябре 1934 г. Пивенштейн переводится на службу в Московский военный округ и становится слушателем Военно-воздушной академии РККА. В 1939—1941 гг. со своей супругой Екатериной Тарасовной и двумя детьми он проживал в знаменитом правительственном «Доме на набережной».
До войны Борис Пивенштейн успел завоевать популярность ещё и как лётчик, интересно рассказывающий о пережитых событиях. Издательства «Молодая гвардия», «Правда», «Дальгиз» публиковали его прозу. Такие произведения как например «Гора Дионисия закрыта» (1935) и «Путь в Уэллен» (1936). В книге «Как мы спасали челюскинцев» Борис Пивенштейн был автором одной из глав под названием «В пургу».
В сентябре 1941 г. Пивенштейн в звании подполковника был назначен сначала командиром 503-го штурмового ордена Кутузова авиационного полка, а затем командиром эскадрильи.

Гвардии подполковник Борис Пивенштейн не вернулся с боевого задания 27 апреля 1943 г. во время боев в Донбассе.
Сегодня в литературе и в интернете представлен большой объем не имеющей документального подтверждения и зачастую абсурдной информации касательно дальнейшей судьбы Бориса Пивенштейна. В частности, повторяется информация о том, что в плену он якобы сотрудничал с гитлеровцами и после войны проживал в Германии в американской зоне оккупации. Достоверно известно, что он был сбит и попал в плен к немцам. Также известно, что начале 1950-х годов в СССР состоялся закрытый судебный процесс, на котором Пивенштейн был осужден трибуналом за измену и заочно приговорен к расстрелу. Супруга его была репрессирована. Но никаких документальных подтверждений тому, что Пивенштейн был предателем, не имеется.

В 1967 г. в одесском издательстве «Маяк» вышло первое издание книги летчика-одессита Юрия Павловича Цуркана «Последний круг ада». Автор в конце 1930-х годов учился в одесской школе военных пилотов и хорошо помнил Пивенштейна проходившего там практику. В своей книге Юрий Цуркан вспоминает, что в мае 1944 года Пивенштейн был доставлен в концлагерь Штуттгоф и на следующий день был там повешен. Сам Цуркан в то время был узником в Штуттгофе и ему чудом удалось повидаться с Пивенштейном и переговорить с ним перед смертью. Юрий Цуркан описывает, что Пивенштейн прибыл избитым и измученным. Он знал, что привезен в лагерь на казнь. Просил Юрия предать его семье и другу Николаю Каманину известие о его судьбе. На следующий день Пивенштейн был повешен лагерным палачом. Смерть высокого рангом советского офицера-еврея взволновала всех советских узников Штуттгофа и долго ими обсуждалась.

После выхода книги в 1967 г. Юрия Цуркана вызывали в органы госбезопасности, где он узнал о заочном осуждении Пивенштейна как предателя в начале пятидесятых и еще раз подробно описал, что произошло в концлагере Штуттгоф.

В 2017 г. семья Юрия Цуркана дополнила книгу «Последний круг ада» архивными материалами и переиздала ее. В книге опубликован найденный в архиве музея концлагеря Штуттгоф немецкий документ, подтверждающий, что Борис Пивенштейн в числе других узников был доставлен в Штуттгоф из гестапо Кенигсберга 15 мая 1944 г. В документе также указана еврейская национальность Бориса Пивенштейна. Этот документ является достаточным подтверждением слов Юрия Цуркана. Офицер-еврей не мог выйти из гитлеровского лагеря живым. Он был повешен немцами в Штуттгофе, а затем еще и «расстрелян» по приговору советского трибунала. Самое печальное, что Пивенштейн остается в статусе предателя до сих пор не смотря на то, что документов, подтверждающих его предательство нет, а документ гестапо о его доставке в Штуттгоф и свидетельство Юрия Цуркана - есть.

Принявшие участие во встрече члены и друзья Клуба решили подготовить информацию о Борисе Пивенштейне для публикаций в альманахе «Дерибасовская-Ришельевская» и на нашем сайте «Они оставили след в истории Одессы».

По материалам Ванды Цуркан
фото: Александр Синельников

 

Борис Абрамович Пивенштейн Борис Абрамович Пивенштейн Борис Абрамович Пивенштейн Борис Абрамович Пивенштейн

Борис Абрамович Пивенштейн Борис Абрамович Пивенштейн Борис Абрамович Пивенштейн Борис Абрамович Пивенштейн

Борис Абрамович Пивенштейн Борис Абрамович Пивенштейн Борис Абрамович Пивенштейн Борис Абрамович Пивенштейн