colontitle

Олег Губарь. 65 - чуть больше серединыОлег Губарь.
65 - чуть больше середины

«65-летие Олега Иосифовича Губаря, которое прогрессивное человечество отмечает сегодня, доказывает еще раз, хоть кто с нас требует доказательств, что подлунный мир несовершенен.

65 лет тому, когда из рук акушера младенца вручали в руки матери , как всегда некстати заголосила черная тарелка. И голосом Левитана прозвучало приветствие новорожденному:
«Довольно скучная пора. Стоял ноябрь уж у двора»
Это «уж у» ребенку сразу не понравилось. И тогда же он решил, что разберется с Пушкиным.

Вся жизнь могла пойти иначе.
Играл на скрипке, пел в оперном театре, таскал за косы незнакомок, но все бросал, услышав пушкинские строки.
А признательность? Я прочитал все 10 томов сочинений «Нашего Всего». И ни слова о Губаре. И в прототипы своих героев не взял. Онегин – не Губарь, Ленский- не Губарь, даже Татьяна – не Губарь…Разве что Сильвио из «Выстрела», так и тут Пушкин постеснялся и приписал повесть некому Ивану Белкину.
Другое дело Булат Окуджава.
Губарь о нем ни слова , ни в одной из своих 30 книг. А Булат Шалвович, что ни напишет – все о Губаре. Знает его лучше, чем близкого родственника
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, в долгий путь
Не сказать, что очень святы,
Но и не в чем упрекнуть…
Почто ерничаешь? – одернут меня ценители Пушкина.
Чтобы не впасть в пафос. А ведь хочется. Если бы я взялся перечислить только книги, написанные Олегом Губарем, то, поверьте, можно было бы и своих слов не писать. Уже все было бы сказано.
Иногда, когда я обращаюсь в Гугл за какой-то очередной справкой, уставший от моих поползновений комп требует, чтоб подтвердил, что я не машина. Так вот, когда я смотрю библиографию книг, даже не статей (журнальных, газетных) Олега Губаря, начиная от первой книги «Пушкин, Театр, Одесса» до только что вышедшей «Дерибасовская, 10», ловлю себя на желании спрсить Губаря – не комп ли он неизвестного мне поколения из цивилизации ХХ1 века. И сам вроде бы трудоголик. Но такая результативность , поверьте, поражает.
Все таки впадаю в пафос. Надо переключить регистр. Вспомнить, что только что прочитал книгу «НеВинные прогулки», гда одна из глав написана Олегом Губарем, а в ней его «шелковый путь» из варяг в греки по большому алкогольному кругу.
Живой человек, завсегдатай выставок и винарок, библиотек и кутежей, архивов и староконки. Даритель и собиратель, четырежды муж и многажды любовник, отец и дед…
Но при этим, как правильно поет про него Булат Окуджава, научившийся
Ни пред ликом суровой эпохи
Что, по своему, тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукова…
По сути, это и есть то, что мы можем противопоставить суровой эпохе – работу
Невозможно сегодня всерьез писать , рассуждать об Одессе Х1Х века, не учитывая вклад, исследования Губаря.. И о том, как рос город, и какие инвестиции этому способствовали…
И при этом никаких ученых степеней.
Оно ему надо?
Иногда Губаря, Розенбойма, Лущика, да и меня, упрекали, что мы создаем миф Одессы. Напротив, разрушаем безграмотные мифы..
Именно Губарь не раз показывал и доказывал, что межнациональные отношения в Одессе не были безоблачными, не случайно именно в Одессе была создана Жаботинским первая в России еврейская самооборона. Но, что наш город во многих аспектах был первым, конечно нужно знать, помнить, объяснить.
А с каким сарказмом разрушал Губарь бредни о деревьях, посаженных Пушкиным чуть ли не в каждом одесском дворе, где могла жить дама его сердца. Как вступился за честь Воронцова и Воронцовой…
Да-да и про это намекает Окуджава
Не бродяги, не пропойцы,
За столом семи морей
(шифрует – семь ветров)
Вы пропойте, вы пропойте
Славу женщине моей…
А кто лучше Губаря готовит Губаревку ( есть письменное подтверждение качества в одном из монологов Жванецкого), А кто лучше Губаря собирает в лесу мухоморы?
Заодно собирает собак по всему лесу и подкармливает их. Иногда, правда, случайно подкормит и русалку, но тоже ведь жалко – тварь божия.
Нет, не только котов и собак приголубит, он и человеколюбив. Плохо себя чувствует, устал, разбит, но зовут в библиотеку за кудыкину гору, едет и сеет доброе, вечное. В надежде, что взойдут то ли яровые, то ли озимые. Шучу, но в каждой шутке только доля шутки. Ему бы поберечь себя.
Помню, как нежен был Олег со своими наставниками – Владимиром Адольфовичем Чарнецким, Витор Семеновичем Фельдманом, Ольгой Юдовной Ноткиной. Радуется, если появляются толковые ученики, но как редко такие появляются.
И вновь удивлюсь, как прав был Булат Шалвович
Ваше благородие, госпожа Победа,
Значит моя песенка до конца не спета
Перестаньте, черти, клясться на крови,
Не везло мне в смерти, повезет в любви…
Что правда, то правда – в любви ему везло и везет. Его дни рождения народное гуляние, одесский праздник. Еще не введенный в календарь, но изустная молва – дороже. И это по заслугам, я бы сказал – по чину. Единственный краевед, короед, как он шутит, за 224 года Одессы, ставший ее Почетным Гражданином. Не по достижению возраста бессмертного, не по должности , как руководитель обкома, облсовета, облсовнахоза( нужное – подчеркнуть), а как литератор, исследователь, знаток, гуру, неравнодушный (нужное можно не подчеркивать).
Как видно Окуджава знал, что влюбится Олег в Пушкина. Суровая мужская привязанность И вот мы все ждем выход «Путеводителя по Пушкинской Одессе». У меня даже возникла шальная мысль – не отменить ли нынешний полуюбилей, перенести его на тот день, когда Путеводитель уйдет в печать. Если бы это совпало даже с моим днем рождения – не обиделся бы…
И уже представляю, как в каждом одесском доме, как Библия Александра Дерибаса «Старая Одсса» стоит «Пушкинский путеводитель» Олега Губаря
Понимаете, к чему я
На фоне Пушкина снимается семейство,
Как обаятельны (для тех, кто понимает)
Все наши глупости и мелкие злодейства
На фоне Пушкина: и птичка вылетает…
Не знаю зафиксировал ли Олег место, где Пушкин первый раз подпрыгнул, ударил себя руками по…ляжкам и закричал: «Ай да Пушкин! Ай да молодец!»
Просто мне подумалось, а может это он о Губаре, и был прав, а я не расшифровав, обвинил.
Нет, не справился я с задачей показать Губаря во весь рост.
Гражданин. И не только почетный.
Товарищ. Верный.
Остроумец. Знатный. (Только поэтому я надеюсь он простит мне сей пасквиль)
В последние дни я несколько раз писал о своих близких друзьях, а про себя мурлыкал
Я с ними не раз уходил от беды
Я к ним прикасался плечами
Как много, представьте себе, доброты
В молчаньи, в молчаньи…
Может эти слова и вывели меня на на диалог с Булатом Окуджавой на фоне Губаря.
65 лет
. Земную жизнь прожив до половины.
Пусть вторая половина будет столь же красочна.
И мы еще с достоинством поживем на фоне Губаря.»
Евгений Голубовский
Всем Клубом поздравляем и желаем вдохновения и настроения жить!

Всегда неподалёку,
ваш ВКО