colontitle

Прогулка по одесским улицам

Арье Аеров

Малая Арнаутская, 46аМалая Арнаутская, 46аПрогулка по Одессе — всего-навсего несколько улиц, пройденных с Александром Розенбоймом, истинным знатоком нашего города. Но перед нами развернулась огромная часть еврейской истории города. Эта статья — попытка пересказать вам незабываемые часы растворения в Одессе далёких лет.

Началась прогулка со здания «Мигдаля» (Малая Арнаутская, 46а), имеющего свою богатую историю. В 1909 году еврейская община, объединявшая производителей и продавцов кошерного мяса, построила для своей синагоги новое, внушительных размеров здание из неоштукатуренного известняка с декором из красного кирпича. Известняк пропитывали олифой, чтобы не дать сырости проникнуть в камень. Своим архитектурным оформлением это здание несколько напоминало старые синагоги Западной Европы. Кроме синагоги в здании располагалось общество взаимной помощи мясопромышленников и мясоторговцев, своего рода прообраз будущих профессиональных союзов. В начале 1930-х годов синагога была закрыта, а ее последний староста Гер-Лейб Веприк впоследствии погиб в годы Катастрофы. Некоторое время здесь размещалась школа ДОСААФ, затем — другие организации. В 1991 году здание передали еврейским культурно-просветительским организациям.

Внутри здание было сильно перестроено. Молитвенный зал был разделён по высоте: так появился второй этаж, вторая лестница была убрана, остались лишь несколько колонн, разделявших молитвенный зал на три части. Также появились кабинеты, классы и вспомогательные помещения.

Малая Арнаутская: как она только не называлась в разные годы — Суворовская, Воровского, Малиновского, снова Воровского, и, как говорят в Одессе, обратно Малая Арнаутская. Почему Малая Арнаутская? Произошла она от Арнаутской слободы, где жили арнауты (албанцы). Впоследствии при создании улиц это название оставили. Ещё лет пятьдесят назад здесь можно было увидеть широкие тротуары из плиток итальянской лавы. Сейчас она практически вся под асфальтом.

Пройдя два квартала и заглянув за угол, мы попадём на Осипова. Здесь в сороковом номере располагалась синагога, одна из трех на этой улице. Ныне же это магазин «Промтовары». Но на Осипова мы ещё вернёмся, а пока продолжим экскурс по Малой Арнаутской.

Малая Арнаутская, 40Малая Арнаутская, 40 ул. Осипова, 40ул. Осипова, 40 Малая Арнаутская, 41Малая Арнаутская, 41 Малая Арнаутская, 17Малая Арнаутская, 17

Зелёное здание №40. Оно знаменито уже тем, что здесь жил прообраз Остапа Бендера, некто Остап Шор. Также здесь находился кинотеатр (как тогда говорили, «иллюзион») «Шантеклер» — комната с киноаппаратом. Один из многих в «той» Одессе, одесситы во все времена любили кино.

А напротив, в 45 номере, жил раввин Фридман — последний раввин закрытой советской властью синагоги портных на улице Осипова. Так вот, его правнучка Хая стала женой нынешнего раввина этой же синагоги Авроома Вольфа.

Одноэтажные домики... сколько им? Это можно определить по окнам. Если они не углублённые, вровень со стеной, то такому зданию не меньше 150. В одном из таких, по адресу Малая Арнаутская, 41 находилось еврейское учебное заведение, дававшее начальные знания русского языка и естественных наук.

А вот колодцы в Одессе — это редкость, хотя... Вполне работающий колодец можно найти в одесском дворике на всё той же Малой Арнаутской №17. Качество воды в городе оставляет желать лучшего, и это относится и к колодезной.

Девятый номер — это «литературный» дом во всех отношениях. Вначале здесь поселился писатель и издатель Иегошуа Равницкий. Именно он первым издал произведения Хаима Бялика. Позже сам Бялик стал соседом Равницкого. Также здесь жил бухгалтер Файнзильберг, один из сыновей которого, Иехиэль-Лейб стал известен нам как Илья Ильф. Между прочим, в соседнем 11-ом номере находилась мясная лавка Бендера. Однако, единственный, удостоившийся мемориальной доски, это Дмитрий Ульянов... (остатки этой доски вы и видите на фотографии). Мемориальная доска Хаиму-Нахману Бялику была установлена на этом доме 24 мая 2002 года, уже после написания этой статьи.

Малая Арнаутская, 9Малая Арнаутская, 9 Малая Арнаутская, начало улицыМалая Арнаутская, начало улицы Белинского, 4Белинского, 4

Упомянув Бендера, подвернулся повод рассказать про «контрабанду, которая делается на Малой Арнаутской». Здесь делали стаканы из бутылок, отрезая им горлышко; полупустые коробки спичек — 2 крест-накрест в первом ряду. В доме №74 фабриковали слабительные таблетки, в №10 чеканили фальшивые монеты, а на Малой Арнаутской №16 И. Ильф и Е. Петров поселили подпольного миллионера Корейко. А саму улицу «обозвали» Малой Касательной, образовав название от Малой Арнаутской и Косвенной улиц.

Вот мы и подошли к началу улицы. Когда-то здесь проходила граница зоны Порто-Франко. Старопортофранковская улица доходила практически до Ланжерона. Именно внутри этой зоны разрешалась беспошлинная торговля. Но предприимчивые одесситы прокапывали подземные ходы из подвалов через улицу и выносили товар контрабандой. Впоследствии, когда Порто-Франко была ликвидирована, улицу разделили на три: Старопортофранковскую, Пантелеймоновскую и Белинского.

На улице Белинского, что пересекает Малую Арнаутскую, в четвёртом номере находился дом для бедных евреев, где каждый мог получить жильё по символическим ценам.

Повернув, мы попадаем на Базарную улицу, также известную своими зданиями и связанными с ними людьми.

Базарная №3 и №5 — в прошлом это были корпуса известного в Одессе Еврейского сиротского дома . В 1879 году Абрам Маркович Бродский пожертвовал 50 тысяч на строительство этого здания. Здесь изучали Тору, еврейский язык, арифметику. Также здесь располагалась кухня для бедных, где на вынос можно было получить еду в свою посуду.

На Базарной №4 расположено здание, где жили Валентин Петрович и Евгений Петрович Катаевы. Евгений Катаев широкому кругу читателей известен как Евгений Петров. Интересно, что мемориальные доски отличаются друг от друга по размеру. В советское время считалось, что Валентин Катаев «заслуженнее» своего брата. Эталоном надписей на табличках служила Большая Советская энциклопедия.

Базарная, 4Базарная, 4 Базарная, 17Базарная, 17 Маразлиевская, 7Маразлиевская, 7, угол Базарной

Пройдя немного вперёд, мы увидим старый жилой дом под номером 12. Здесь с 80-х годов XIX в. жил великий еврейский историк Семён (Шимон) Дубнов , автор монументального труда «Всемирная история еврейского народа».

А вот и Базарная, 17. Да, мимо такого здания тяжело пройти просто так. Ныне это роскошный банк, а когда-то здесь находилось Общество «Труд» и его ремесленное училище. Основано это общество было в 1864 году, у истоков его стоял знаменитый одесский городской раввин доктор Швабахер. Здесь находились разнообразные мастерские, такие как столярно-слесарная, столярно-модельная, чугунно-литейная, слесарно-механическая. В годы первой мировой и гражданской войн в помещении Общества «Труд» проходили заседания еврейского добровольного музыкального общества «Ха-Замир».

Маразлиевская угол Базарной — это место знают многие не только в Одессе, но и далеко за ее пределами. Здесь расположен Всемирный клуб одесситов. Президентом клуба стал Михаил Жванецкий. Вице-президентами — Евгений Голубовский, известный одесский журналист, редактор газеты клуба «Всемирные одесские новости», и Валерий Хаит, когда-то капитан знаменитой одесской команды КВН, а ныне редактор юмористического журнала «Фонтан». В составе Всемирного клуба одесситов и его президентского совета люди, которых хорошо знают в Одессе: промышленники, банкиры, юристы, артисты, художники, врачи, ученые, музыканты. Можно смело сказать, что это интеллектуально-духовная элита Одессы. При участии Всемирного клуба одесситов было выпущено немало книг — стихи Веры Инбер и Анатолия Фиолетова, Юрия Олеши и Юрия Михайлика, мемуары Давида Макаревского и сборник «Венок Мандельштаму», трехтомник Владимира Жаботинского. Клуб учредил газету «Всемирные одесские новости». В стенах клуба родился одесский юмористический журнал «Фонтан», с 1997 года ежемесячно радующий своих читателей.

Старый полуразвалившийся домик под номером 22 — здесь около 200 лет назад располагалась почтовая станция. В ней находилась конюшня для почтовых перевозок. Крыша покрыта железом, что для того времени было редкостью. 

Дом №33 — здесь родился выдающийся сионистский деятель Жаботинский.

Базарная, 22Базарная, 22 Базарная, 33Базарная, 33 Базарная, 35Базарная, 35 

В здании под номером 35 сейчас находится детский сад, а в конце XIX века здесь находилась врейская дешёвая кухня для бедных. В этом же здании располагалась знаменитая Одесская иешива, или, как она именовалась в официальных справочниках, «Одесское высшее по еврейской науке учебное заведение «Ешибот». У её истоков стоял издатель первой в России газеты на иврите — «Ха-Мелиц» — А. Цедербаум.

Но вернёмся на несколько кварталов назад и завернём на Канатную. 39 школа — это бывшая престижная женская гимназия, которую держала француженка; рядом расположено здание, в котором находилась чайная фабрика известного не только в Одессе промышленника Высоцкого.

Напротив фабрики, в глубине двора, (за магазином «Дары природы») можно увидеть развалины здания. Построено оно было в 1910 году, и представляло собой последний полёт инженерной мысли. Два лифта, паровое отопление, автономное энергообеспечение — далеко не всё, что вмещало в себя это здание. В советское время здесь находилось ЧК, затем НКВД, а в годы Второй мировой — румынская ставка — центр всего округа Транснистрия. Так вот, впервые в истории было принято решение подорвать здание по радио. И в тот момент, когда здесь происходило заседание румынского и немецкого командования, произошел подрыв по сигналу из Севастополя. Взрыв разрушил это и два стоявших рядом здания. Трудно оценить правильность этого поступка, но такова была политика тех лет. Хотя последствия оказались ужасающими для мирного населения: за каждого убитого солдата было повешено двое одесситов, а за офицера — трое...

Чайная фабрикаЧайная фабрика Напротив чайной фабрики, в глубине двораНапротив чайной фабрики, в глубине двора Канатная, 28Канатная, 28

Канатная 28 — в Одессе это действительно известный дом. Здесь в 1891-1893 гг. жил и работал великий еврейский писатель Шолом-Алейхем. Летом 1998 года из США на открытие мемориальной доски приехала его внучка, американская писательница Бел Кауфман, известная своей книгой «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Еврейская, 1Еврейская, 1Еврейская, 2Еврейская, 2Завернем на Еврейскую. На первом номере можно увидеть мемориальную доску с примерно такой надписью: «здесь жил Владимир (Зэев) Жаботинский». Это был первый дом, о котором было доподлинно известно, что здесь, в мансарде, проживал Жаботинский.

Перейдя на другую сторону улицы, мы видим красивое старинное здание. До войны здесь располагался Еврейский музей имени Мойхер-Сфорима. Присмотревшись ко входу во двор можно заметить сразу две отличительные детали старых одесских домов: это изображение льва над воротами и тумбы по бокам входа. Тумбы эти специально ставили для того, чтобы экипажи, заезжающие во двор, не портили стен входа.

Пройдя дальше, можно заметить странное строение, этакий «полумост». Раньше это действительно был мост, но по мере образования новых улиц, он был засыпан. А ведь когда-то балка, через которую этот мост был перекинут, доходила до Малой Арнаутской!

А вот, мы вновь возвращаемся на Осипова. Третий номер — в нём родился замечательный поэт Эдуард Багрицкий. А спустя несколько лет семья переехала в дом напротив — на Осипова 4. Интересна история происхождения имени Багрицкого. Его мама очень любила читать романы, в одном из них она и встретила имя Эдуард. Писатель любил шутить: «Меня мама вычитала в книжке».

На Осипова №21 находится бывшая синагога портных. Еще в 1820-х годах при молодой тогда еврейской общине Одессы было создано благотворительное Общество «Малбиш Аримим» («Одевающий нагих») для обеспечения одеждой бедных членов общины. Общество заказывало и закупало одежду за счет добровольных пожертвований, взносов членов Общества и отчислений с «коробочного сбора», т.е. налога на продажу кошерного мяса. Со второй половины девятнадцатого столетия Общество «Малбиш Аримим» и синагога портных находилась в специально построенном для них одноэтажном, квадратном в плане, здании. После 1920 года синагога была закрыта, Общество было ликвидировано, и в здании располагались складские помещения. В 1992 году здание было возвращено общине и ныне здесь располагается синагога Бейт Хабад. Кроме того, в здании ныне располагается правление Одесской религиозной общины «Шомрей Шабос», редакция одноименной еженедельной газеты, кухня для приготовления кошерной пищи.

Осипова, 3Осипова, 3 Осипова, 21Осипова, 21 Осипова, 25Осипова, 25 Осипова, 32Осипова, 32

А в длинном доме, что на Осипова №25, помещался чайный трактир, — любимое место отдыха старьёвщиков (или как их называли в Одессе — старовещьников). В этом трактире можно было сидеть до тех пор, пока у тебя оставалось хоть четверть чашки чая. Отец Багрицкого приходил сюда, чтобы узнать все одесские новости. Сейчас вход заложен, но ещё можно увидеть его очертания.

Следующий адрес известен больше в Тель-Авиве, чем у нас. Ведь именно здесь, на Осипова №32, жил первый мэр этого города Меир Дизенгофф.

Ну вот мы и подошли к завершению нашей прогулки. Напоследок можно заглянуть в один из самых маленьких двориков Одессы на Лейтенанта Шмидта №1. Здесь всего несколько квартир, но в нём присутствуют все атрибуты так любимых одесситами дворов. А сколько их ещё будет, маленьких и больших, известных и не очень... До новых прогулок!

Открыта мемориальная доска Хаиму-Нахману Бялику

24 мая на фасаде дома по Малой Арнаутской, 9, где в 1907 году жил «еврейский поэт, общественный и культурный деятель Хаим-Нахман Бялик», была открыта мемориальная доска. (Подробнее об истории этого дома вы можете узнать из статьи «Прогулка по одесским улицам».) Право открыть мемориальную доску было предоставлено гостю из Израиля, Почетному послу Шимшону Араду. В своей приветственной речи он подчеркнул, что участие в этой церемонии — большая честь для него, поскольку ивритскую литературу невозможно представить без произведений Хаима-Нахмана Бялика.

Совсем юным поэт приехал покорять Одессу, бывшую в конце XIX века крупным центром еврейской культуры, и прожил в нашем городе более двадцати лет. Именно здесь окончательно сформировались его взгляды на литературу, на жизнь, здесь он стал известен как реформатор иврита, поэт-публицист, поэт-лирик. В своих произведениях Бялик не только восторгается красотами природы, не только описывает тоскливый еврейский быт и не только разоблачает суть еврейских погромов, но еще и гневно обличает самих евреев за пассивность и рабскую психологию.

Вместе с единомышленниками Хаим-Нахман Бялик основал в Одессе еврейское учебно-педагогическое издательство «Мория». После установления в России советской власти продолжал работать над сборниками рассказов и народных легенд, переводил на иврит Сервантеса и Шиллера, но вскоре понял, что в новой России для ивритской культуры нет и не будет места. В 1921 году он уехал в Берлин, а через четыре года переселился в Тель-Авив, где занимался издательской деятельностью, писал стихи для детей.