colontitle

Журнал "Одесса" 02'96

ул. Уютная

Каждый художник рисует свой Зурбаган

p56aВ галерее "На Уютной", в самом деле, уютно. Нет гулкости музейных пространств, строгости и чопорности: можно подойти близко к экспонируемым работам, можно даже руками потрогать, если понравилось, можно с хозяйкой галереи Татьяной Биновской кофейком побаловаться и посоветоваться, и поделиться впечатлениями, и выбрать. .. Можно купить, а можно и не покупать - Таня все равно отнесется к вам приветливо и внимательно, потому что задачи ее шире обыкновенной купли-продажи: она приобщает нас, приземленных, к красоте и гармонии, поддерживает молодые дарования, открывает новые имена и новые ипостаси знакомых уже авторов. Так в новом (но не для себя!) качестве живописца представлен в галерее "На Уютной" одесский художник Олег Стайков, известный многим как мастер плаката.

Одесситы хорошо помнят первую открытую выставку плаката в витринах магазинов на Дерибасовской. Олег Стайков выступал там в двух качествах - художника и организатора этого грустно-веселого зрелища. А до нее и после были международные и всесоюзные выставки в Финляндии и Японии, в Киеве и Москве, в США и Польше. И были премии и признание, но. .. "В стране сегодня не существует зрелищного плаката, - говорит Олег, - а живописью я всегда занимался, только не выставлял. .. "

Живопись Олега Стайкова привлекает внимание карнавальностью персонажей и колорита. На его полотнах - кентавры и амазонки, рыцари и лицедеи, поэты и художники, причем поэтам художник отводит особое место, подкрепляя живописное полотно поэтическим текстом

p56b"Работайте, о бедные поэты!
Богатство достигается трудом.
Хоть гусеница портит лист, но к лету
Становится нарядным мотыльком... " -

p56cстроки Аполлинера, начертанные на одной из картин Олега, воспринимаются, как девиз его творчества. Он не пытается растолковать , что именно вложено в ту или иную картину, потому что она должна "говорить сама".

А художник просто показывает. И улыбается. И его "Зверь зимой" - грустная псина с красным, как горящий уголек, осенним листиком в лапе может восприниматься и как аллегория, и как бытовая зарисовка, и как иллюстрация к забытой старой сказке.

Некоторые работы Олега выполнены в смешанной технике - с применением обожженного стекла, что придает им еще большую декоративность. Однако в открытии себе художник отказывает: "Я ничего не изобрел - в окладах икон всегда применялись камни, смальта, кусочки кожи. Это - не новость.

А в чем же новость? В буйстве красок? В пире души серии "Отрада"? В новом прочтении старых сюжетов? Пусть в этом разбираются искусствоведы. А мы просто погреемся в теплых добрых лучах, исходящих от работ Олега Стайкова, и послушаем его самого: "Каждый художник рисует свой Зурбаган - то место, где ему хотелось бы жить. .. Планы?. . Главное, чтоб не было других планов, кроме творческих. .. "

Марина Хлебникова


 к путеводителю по "Одессе" №2, 1996