colontitle

Аллея звезд Одессы

Улицы как часть истории. Память в символах

К размышлению...

Прошедшие слушания по улице Бориса Литвака взбудоражили небезразличную общественность. В разных смыслах слова. Вновь кому-то улица маленькая, не та, не там, нашлось даже пру существ, усомнившихся, собственно, в личности... Вновь на слушания не пришло огромное количество из тех, кто непрестанно твердил, что улица нужна, а город не торопится (не обращая внимания на то, что уже почти два года решение о том, что улице быть, было принято, и загвоздка была в слушаниях, которые дважды срывались). Переаншлага не было. Что ж, зато были те, кто посчитал должным быть.

Информация о слушаниях дала толчок к обсуждению следующих имён. Важных, любимых, знаковых... Как член историко-топонимической комиссии должна высказать несколько мыслей. Системного, я бы сказала, характера.

Небольшой пример. Представить себе во время совка, хотя бы гипотетически, что вновь Ленина станет Ришельевский, было за гранью здравого смысла. Или Базарная (некогда Кирова) или исторические Арнаутские (Чкалова и Воровского)... Или вот, например, Заславский, чьим именем долгое время была названа улица, отданная сегодня имени Боречки. Советская власть щедро раздавала идеологически е имена. Кому могло прийти в голову, что кто-то «посягнёт»?

Посягнули, и с радостью. Правда, не все и не сразу, потому что время все расставляет по местам, но не у всех в головах одновременно.
Но сегодня значительная часть улиц и переулков центра Одессы носит исторически обусловленные названия; не только и не столько имена, сколько принадлежность к событиям, процессам, сословиям, поселениям... И в них зашифрованы целые пласты истории. Нет-нет, я не историк и не краевед, но не знать этого попросту нельзя. А раз знаем, то не можем не думать о последствиях.

Город растёт и развивается. Появляются новые события, новые имена. Открываются новые исторические факты. Появляются новые названия. Это естественно. Но иногда мы вновь поддаёмся на привычную провокацию, легко меняя имя на имя, а не формируя память о дорогих нам людям, называя их именами совершенно новые улицы и кварталы.

Есть смысл подумать над тем, чтобы максимально сохранить исторические названия улиц и переулков. И дело вовсе не в степени значимости того или иного выдающегося человека. А в том, что спустя долгие годы у наших потомков могут появиться свои кумиры (как и у нас по отношению к предкам), и тогда им придётся жертвовать чьими-то, ценными для нас чрезвычайно, именами. А вот новые улицы, улицы-двойники, - логично и правильно. 
Так уж сложилось, что все думают о переименовании улиц в центре города (что?!, Ойстрах, так далеко от центра?!), но он слишком мал для всех тех, кто достоин. Кстати, Ильф и Петров на Таирово ни у кого не вызывают вопросов? А когда-то это была улица на окраине. И ведь люди достойнейшие. Или не очень? Сегодня группа инициативных и креативных придумала создать целый маршрут по этой улице на основании их книг, что влечёт за собой огромную работу по благоустройству целого микрорайона. Вот это - память и уважение, к имени, к городу... 
Пишу и как просто человек, и как активный участник историко-топонимической комиссии. Поверьте, это все не так просто, как выглядит на поверхности. Я вообще за мораторий на переименование улиц центра. И Борис Литвак - это железобетонное исключение.

У нас есть Юра Кузнецов и Кира Муратова, Боева, Хрущ и Голубенко, еще десятка полтора имён, о которых постоянно говорит ИТК в контексте переименования в из честь... Они хуже?! Или лучше?! ИТК ждёт постоянно поступающей информации об улицах-двойниках, вновь открываемых скверах, строящихся кварталах, чтобы увековечить тех, кого помнят и ценят. Но не спешит. Опять же, улицу для Хруща нашли и даже недалёко от того места, где он жил, но из-за сорванных слушаний и отсутствия позиции тех, для кого это так же важно, как и для нас, улицы нет. Надеюсь, появится звезда на Аллее звёзд.

Ведь есть памятные имена учреждений, памятные знаки и доски, Аллея звёзд, наконец... Есть возможность и есть способы.

Рада, что несколько лет назад ИТК приняла решение о том, что необходимо прошествие 10-ти лет после ухода человека, чтобы появилась возможность установить ему памятную доску. Безусловно, есть исключения. Но уже есть правило и понимание, зачем это нужно.

Центр должен в какой-то момент остаться неприкасаемым, иначе мы обречём наших детей на те же грабли исторических противостояний. Имена наших улиц должны перестать быть предметом исторических и идеологических манипуляций и торгов; они должны быть защищены от политической конъюнктуры и иметь железобетонные, окончательные названия, несущие послание в будущее.