colontitle

Встреча с создателями сериала «Пантеон Одессы»Встреча с создателями сериала «Пантеон Одессы»

«Время нельзя остановить. Но его можно зафиксировать» - эта мудрая фраза, я бы сказал афоризм, принадлежит Иосифу Андреевичу Тимченко, механику, изобретателю, за два года до братьев Люмьер, продемонстрировавшему в Одессе , а потом в Петербурге свой аппарат для показа движущихся людей. Но…не оформлял патент. И все равно этот рассказ о встрече с кинематографистами во Всемирном клубе одесситов разумно начать с воспоминания о Тимченко.

Вчера во Всемирный клуб одесситов пришли режиссер Игорь Козлов-Петровский и директор киностудии Андрей Осипов, чтоб представить собравшимся, а в зале был аншлаг, один из фильмов сериала «Пантеон Одессы»

Вроде бы слишком громкое слово – Пантеон. Как одно из толкований – место погребения выдающихся деятелей. А , впрочем, почему мы именно так не можем рассматривать наше Второе христианское кладбище, существующее уже полтора века, где по приблизительным подсчетам похоронены около полумиллиона людей. И среди них великие ученые, государственные деятели, артисты, писатели, художники…

Конечно, наша беда и вина, что не сохранили Первое кладбище, уничтоженное в тридцатые годы, что на нашей памяти выкорчевано Второе еврейское кладбище, но Второе христианское сохранилось , а знаем ли мы всех знаменитых некогда людей, что там захоронены…

Эту работу режиссер воспринимает, как нравственный долг. Мечта человечества – воскресить умерших, с которой жили и философ Николай Федоров, кстати, закончивший в Одессе Ришельевскую гимназию, и космист Константин Эдуардович Циолковский, исходила из того, что воскрешение должно стать общим делом человечества.

Пока мы не научились так концентрировать добрую энергию. Научимся ли?

Но каждый из нас может помнить, и тем самым тоже воскрешать в памяти.

Мы посмотрели одну серию. Двадцать минут. Почему именно эту? Да потому, что именно в ней авторы показывают и захоронение Александра Михайловича Дерибаса, рассказывают об этом журналисте, историке нашего края, авторе «Старой Одессы». И этот рассказ стал началом воздвижения памятника на убогой могиле. А в зале присутствовала и семья, которая помогла осуществить проект, и в руках у режиссера было первое переиздание «Старой Одессы», которое мне удалось осуществить к 200 летию Одессы, оказалось, что с тех пор Козлов-Петровский пользовался этим изданием. Книга из камня сейчас лежит на гробовой доске Дерибаса. А бумажную книгу режиссер подарил, а я подписал – семье меценатов.

А вообще в Одессе мы все друг друга знаем. Тут правило пяти рукопожатий , думаю, можно свести до двух-трех.

Вспомнили, что когда-то Игорь Козлов-Петровский был музыкантом. Замечательная пианистка Людмила Наумовна Гинзбург привела его в дом Александра Блещунова. На этом домашнем концерте был, как оказалось, и я. И написал заметки о концерте. Так впервые в печати прозвучало имя Козлова-Петровского.

А в фильме одна из страничек – захоронение Людмилы Гинзбург и нежный, трогательный рассказ о ней пианиста Юрия Дикого.

Я начал это рассказ с высказывания Иосифа Андреевича Тимченко. Сколько важнейших изобретений на счету этого удивительного человека. Медали Всемирной выставки в Париже, в Берлине. Он умер в Одессе в 1924 году. Захоронен на этом же кладбище. Мы с киногруппой постояли у этой могилы. Может, вслед за Дерибасом и тут будет поставлен памятник неравнодушными одесситами.

Оказалось, что 20 минут киновремени – совсем не мало. Вместе с киногруппой мы посетили захоронение великого математика Александра Ляпунова. Не знал раньше, что привело академика многих мировых академий в наш город, отчего он умер.

У Ляпунова болела туберкулезом жена. Климат Питера – пагубен – заключение врачей. И в июне 1917 года семья переехала в Одессу. С сентября 1918 года Ляпунов читает лекции в Новороссийском университете. Успел прочесть семь лекций. 31 октября 1918 года умирает его жена. И в тот же день Александр Михайлович решает, что жили счастливо вместе, и умрем вместе и стреляется. Не убил себя. Еще три дня врачи боролись за его жизнь. Безуспешно.

На руках гроб учителя несли студенты на кладбище.

А вообще громкие похороны бывали нередко. В этом фильме показали захоронение Григория Вакуленчука. Думаю, со школьных времен мы помним и о восстании на «Потемкине», и о Вакуленчуке, первым применившим оружие и убившем лейтенанта Неупокоева (где, кстати, его могила?), и получившего смертельное ранение в ответ от старшего офицера.

Команда добилась у властей права похоронить Вакуленчука на кладбище. Это был бурный 1905 год. И вся Одесса сопровождала на Люстдорфскую дорогу тело моряка.

А вот 42-х летнюю француженку Жанну Лябурб хоронили без пафоса. Приехала из Москвы в Одессу, чтоб агитировать французских моряков прекратить интервенцию. Как видно, члены Иностранной коллегии хорошо делали свое дело, если французская контрразведка получила приказ – найти и уничтожить. Жанна Лябурб – одна из казненных 1 или 2 марта 1919 года

Какие разные люди. Какие разные судьбы. И вот здесь встретились…

Художник Михаил Жук, ресторатор Печеский…Краевед Инна Арутюнова, знавшая наследников Печеского рассказывала, какие празднования проводили в кафе Печеского в Пале-Рояле писатели,актеры. Чехов жаловался, что в кафе Печеского он оставил половину своих гонораров…

Снято восемь фильмов «Пантеон Одессы». Все они, как сказал директор студии Андрей Осипов выложены на ютубе. Я собираюсь их там посмотреть

Осипов много рассказывал о работе над возрождением студии. Подождем выхода хоть одного нового фильма, чтоб подумать , какой была, какой должна стать Одесская киностудия.

Но уже сейчас приятная новость. На проходящем сейчас Канском фестивале в числе не конкурсных, а гостевых фильмов, покажут десятиминутку «Записка», снятую Козловым –Петровским на Одесской киностудии. Так что в Каннах прозвучит одесская рында.

Снято восемь серий «Пантеона Одессы». А у группы нет желания прерывать работу. Вот принесли материалы о знаменитом воздухоплавателе генерал-лейтенанте Александре Матвеевиче Кованько. Он был захоронен сто лет назад весной 1919 года…

Киногруппе оказывают помощь одесские краеведы Олег Губарь, Инна Арутюнова, Валерий Шерстобитов, Александр Сурилов…

И каждый день на одесскую киностудию приходят люди. С документами, фотографиями…

Чтобы мы помнили.

Чтоб всех помнили.

Евгений Голубовский
Фото Александр Синельников